В Москве появился очередной новодел - на месте Военторга выросло здание, имеющее некое сходство со знаменитым прежде магазином. Недавно с него сняли строительные леса. "Лучше бы уж не снимали!" - прокомментировали некоторые горожане, рассмотрев, что получилось у архитекторов взамен снесенной достопримечательности.
Знаменитое здание на Воздвиженке встало в Москве в начале ХХ века. Автором шестиэтажного магазина и стоящего встык к нему доходного дома был архитектор Сергей Залесский. Проект стал революционным, как и подобает модерну: конструкции из железобетона являлись средством художественного самовыражения. Необычное решение в нем было найдено и во внутреннем обустройстве. Торговые залы располагались по сторонам центрального холла с восемью пилонами высотой в пять этажей, которые несли световой фонарь. Залесский получил не один приз за свой уникальный проект на архитектурных выставках, а москвичи, глядя на здание, чувствовали себя настоящими европейцами. Между тем в оформлении здания присутствовали и патриотические мотивы: фасады украшали скульптуры витязей и барельефы на фольклорные темы. Это особенно пришлось по душе столичным жителям - как раз широко отмечалось 100-летие Бородинской битвы.
Практически весь ХХ век здание не меняло своего предназначения - служило храмом торговли. Но в 90-е, когда в стране царила разруха, низкие доходы от продаж заставили владельцев закрыть Военторг. В это же время в основе здания были обнаружены сводчатые палаты XVIII века, а также флигель 1828 года, благодаря чему Военторг включили в зону охраны Кремля с особым режимом регенерации. "Кстати, и само здание магазина стало памятником архитектуры, - утверждают сейчас архитекторы. - Только почему-то это решение так и не закрепили на бумаге".
Поэтому, когда выяснилось, что стены магазина совсем обветшали, а трубы текут, Военторг решили снести. Понятно, что так дешевле, чем заниматься реконструкцией, горько вздыхают сейчас многие, да и владельцы, естественно, хотели выжать из удачного месторасположения как можно больше выгоды. Поэтому и решили построить на месте снесенного здания другое - повыше и побольше, не очень-то считаясь с исторической правдой.
Предложенный проект выдержал обсуждение на нескольких архитектурных и общественных советах и получил одобрение. Из замечаний, считают специалисты, пожалуй, не учтено только особое мнение экспертно-консультативного совета при главном архитекторе: рекомендовалось восстановить уличные фасады с сохранением прежних высот. Что в итоге получилось?
А-ля Военторг больше прежнего почти в пять раз: вместо 16 тысяч квадратных метров стало 72 500, причем 35 500 расположены под землей (на четырех подземных этажах сделали парковки). Вместо одного атриума появилось три: один имитирует исторический, другие - новые. Как и предписывалось, воссозданы элементы фасада, правда, часть так называемой входной группы изготовлена из камня и бронзы, которых здесь прежде не было. По замыслу архитекторов они должны символизировать память о былом. Обрели новую форму шпиль и угловая башенка. Изменился цвет здания и отделочные материалы. Прежде бледно-серое, оно стало коричневатым. Цоколь поблескивал темно-зеленым гранитом, первый этаж был также облицован гранитом, но только серым, а в штукатурке самого здания использовался цемент с мраморной крошкой. Теперь весь Военторг забрали в гранит. Модерн из внешнего облика удалили, зато появилось немало классических элементов... В былые времена львиную часть площадей занимала торговля, сейчас - офисы...
"Военторг мы потеряли", - заявил на "Деловом завтраке" в "РГ" еще задолго до введения в строй новодела главный архитектор Москвы Александр Кузьмин. Он не раз признавался, что, если бы можно было повернуть историю вспять, сейчас бы сделал все, чтобы этого не допустить. "Безусловно, дом уродливый, - считает и Давид Саркисян, директор Государственного музея архитектуры им. А.В. Щусева. - Это насмешка над исторической застройкой столицы, проявление купеческого вкуса. Зачем надо было создавать тройную химеру: соединять трехэтажную мансарду с круглым куполом и элементами модерна?"
"Фигуры древнерусских воинов на навороченном фасаде выглядят нелепо", - недовольна москвичка Валентина Колесникова. Впрочем, молодежь не так категорична. "Я прежнего здания не помню, - пожимает плечами Александр, студент МГУ. - Сравнивать не с чем. По-моему, все не так уж плохо". Сколько правды в последнем суждении - не нам судить, потомкам. Неслучайно в архитектуре принято правило: любое здание может стать памятником истории и культуры не раньше, чем через сорок лет после его возведения.