07.08.2008 05:00
Экономика

Через двенадцать лет зарплаты россиян вырастут в четыре раза

Через двенадцать лет зарплаты россиян вырастут в четыре раза, а половина населения получит высшее образование
Текст:  Елена Кукол
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4723)
Читать на сайте RG.RU

К 2020 году по уровню благосостояния населения наша страна обгонит ряд стран Восточной и Южной Европы, Ближнего Востока и наиболее богатые страны Латинской Америки. Такие ориентиры заявлены в обновленном проекте концепции долгосрочного социально-экономического развития страны.

Этот документ, как уже сообщала "РГ", подготовило и направило в правительство минэкономразвития. Главный показатель уровня жизни - ВВП на душу населения - вырастет с нынешних 13,9 тысячи долларов США до более чем 30 тысяч долларов. Зарплаты поднимутся почти в четыре раза, а трудовые пенсии - почти в 4,4 раза.

Заметим, что над концепцией-2020 министерство работало практически два года: первая версия была готова еще в прошлом году, вторая - в марте этого года. Первый вариант эксперты критиковали за излишнее увлечение макроэкономическими показателями и недостаточное внимание к "интересам человека". Но уже в мартовском варианте упор был сделан на улучшение качества жизни людей. В окончательной версии эта тема усилена еще больше, а некоторые положения дополнительно расшифровываются. Кроме того, дополнительные пояснения даются и в "Основных параметрах прогноза социально-экономического развития до 2020-2030 года", который прилагается к концепции.

При этом даже второй вариант концепции некоторые эксперты, опрошенные "РГ", считали недостаточно амбициозным и обращали внимание на то, что по уровню и качеству жизни мы и к 2020 году не догоним развитые страны. Так, например, предполагалось, что реальная заработная плата в среднем по России должна повыситься в три раза, примерно до 1170 долларов.

Между тем уже сегодня в США средняя заработная плата - 3,5 тысячи долларов в месяц, то есть в три раза выше той, которая, предполагается, будет у нас через 12 лет. И, кстати, в новом варианте этот показатель практически не изменился.

Но есть чем и утешиться. Полностью развитые страны мы, конечно, так и не догоним. Но приблизимся к ним, что называется, вплотную. Уровень ВВП на душу населения по сравнению с развитыми странами сейчас в России составляет 42 процента, а к 2020 году будет 70 процентов, обещают авторы концепции. А еще через десять лет ВВП на душу вырастет на 20 тысяч долларов и составит уже 50 тысяч долларов, и это уже превысит средний показатель по странам Еврозоны. Правда, как далеко уйдут европейцы за это время, неизвестно.

Хорошие изменения ожидают бюджетников и пенсионеров. Если в 2006 году средняя заработная плата в образовании и здравоохранении составляла соответственно 66 и 76 процентов от среднероссийской, то к 2020 году она будет как минимум на уровне 90 процентов. А количество населения с доходами ниже величины прожиточного минимума сократится более чем в два раза. Пенсии обещают повысить к этому времени почти в 4,4 раза. Соотношение между средним уровнем трудовых пенсий и средней заработной платой достигнет 30 процентов. Правда, как уточняется в проектах документов, это потребует увеличения объемов трансфертов из федерального бюджета Пенсионному фонду. Или же надо будет искать альтернативные пути решения пенсионной проблемы.

В новом документе сделана попытка и более детально прописать, что же такое российский средний класс. По инновационному сценарию, напомним, предполагается, что через 12 лет к нему будет относиться более половины населения страны - примерно 52-55 процентов. Причем это будут люди со среднедушевым доходом свыше 6 прожиточных минимумов, имеющие автомобиль, банковские сбережения и возможность регулярного отдыха за границей. Кстати, уже после 2015 года не менее половины взрослого трудоспособного населения будет иметь высшее профессиональное образование. А из ста семей в 84 будет собственный автомобиль (сейчас собственным авто располагают на каждую сотню только 34 семьи).

Значительно улучшатся жилищные условия граждан. К 2020 году предполагается полная ликвидация аварийного и ветхого жилья и "коммуналок". Ежегодно будет вводиться в строй 154 миллиона квадратных метров новостроек. Впрочем, даже несмотря на это, средняя обеспеченность жильем должна составить около 30 квадратных метров на человека, тогда как в США на каждого жителя уже сейчас приходится в среднем больше 60 квадратов.

И тем не менее для того, чтобы достичь этих показателей, стране надо будет сделать гигантский рывок вперед и потребуются немалые бюджетные вливания.

Однако пока точно не просчитано, в какую именно сумму это обойдется бюджету. И, кстати, глава минфина Алексей Кудрин уже предупредил на днях, что проект концепции еще будет правиться с учетом возможностей бюджета. Минфин, как известно, как раз завершает работу над финансовым планом на 15 лет. А опрошенные "РГ" эксперты предупреждают и о других трудностях, которые могут возникнуть на пути к намеченным целям.

Компетентно

Евсей Гурвич, руководитель Экономической экспертной группы:

- В концепции заявлены очень амбициозные прогнозные показатели. Они действительно могут вывести Россию в число ведущих мировых стран по уровню развития экономики, уровню и качеству жизни. Однако достичь их будет нелегко.

Так, например, в концепции поставлена цель к 2020 году повысить соотношение между средним уровнем трудовых пенсий и средней заработной платой до 30 процентов. Но это потребует выделения значительных средств на поддержку пенсионной системы из федерального бюджета, что, на мой взгляд, реализовать будет непросто. И даже для достижения соотношения пенсий и зарплат на уровне 25 процентов придется повышать пенсионный возраст.

Могут возникнуть проблемы по обеспечению бюджетными расходами и других заявленных целей. По проекту концепции расходы бюджета сохраняются на достаточно высоком уровне - 34-35 процентов от ВВП. Но, по нашим оценкам, доходы бюджетной системы в обозримой перспективе будут падать, в первую очередь за счет сокращения нефтегазовых доходов. Вместе с тем авторы предлагают снизить ставку НДС, рассчитывая на увеличение собираемости налогов. Я бы предложил иной путь: снижать номинальные ставки налогов по мере повышения их собираемости, чтобы создать стимулы по их уплате у бизнеса.

Что же касается других рисков при реализации инновационного сценария, то едва ли не главным тормозом экономического развития может стать демографический фактор, сокращение предложения на рынке труда.

Еще одна проблема - это так называемые институциональные ограничения. Речь идет о том, что без развития независимой судебной системы, преодоления коррупции и эффективной защиты прав собственности невозможно достичь впечатляющих темпов роста экономики, а следовательно, и уровня жизни. В принципе эти проблемы уже названы в качестве приоритетов главой государства, сейчас разрабатываются специальные программы. Но для решения этих вопросов недостаточно внести поправки в какие-то законы, требуется комплексная модернизация государства. Необходимо проведение радикальной административной реформы, усиление политической конкуренции, развитие независимых СМИ, повышение роли гражданского общества. И пока в концепции не просматриваются конкретные предложения по решению этих вопросов.

Больше внимания следует уделить и развитию конкуренции, без которой невозможно повышение спроса на инновации. Слабость конкуренции пока остается одним из основных "узких мест" нашей экономики.

Валерий Миронов, ведущий эксперт Центра развития:

- Наша экономика все еще в значительной степени зависит от сырьевого сектора. И если в развитых странах будут активно развиваться энергосберегающие технологии или произойдет снижение спроса на сырье из-за замедления темпов роста экономики, цены на углеводороды могут упасть почти в два раза. Но минэкономразвития предполагает, что они будут сохраняться на довольно высоком уровне, и именно на этих расчетах строятся прогнозы.

Еще одна опасность - это возможные колебания валютного курса, вывод из страны иностранных капиталов. И это может быть связано как с событиями на мировых финансовых рынках, так и с некоторыми политическими проблемами.

Кроме того, надо помнить, что все экономики мира развиваются по определенным периодам. В начале первого периода рывок возможен за счет низких затрат. Затем должна наступать фаза привлечения инвестиций, и лишь потом можно переходить к повышению спроса на инновации. И перескочить через какую-то ступень невозможно.

Наша страна уже исчерпала возможности роста за счет низких затрат - заработные платы вышли на докризисный уровень, вырос обменный курс рубля. Значит, сейчас надо переходить к инвестиционной стадии развития: прорабатывать программы повышения инвестиционной привлекательности, обращать внимание на международные рейтинги инвестиционной привлекательности. И лишь потом, через пять-семь лет мы выйдем на инновационный рост. Однако в проекте концепции эти проблемы затронуты лишь частично. Но без повышения инвестиционной привлекательности резко перейти к инновационному развитию не получится.

Макроэкономика Федеральный бюджет Минэкономразвития