07.08.2008 02:50
Общество

Иркутянка Галина Катрук помогает незрячим сделать свою жизнь светлее

Сильная женщина помогает незрячим сделать свою жизнь светлее
Текст:  Лада Степанова (Иркутск)
Российская газета - Неделя - Прибайкалье: №0 (4724)
Читать на сайте RG.RU

Задумывались ли вы когда-нибудь о том, насколько трудно существовать в полной темноте, ориентируясь в пространстве только с помощью звуков?

Как преодолеть кризис и научиться жить полноценной жизнью слепому человеку, корреспонденту "Российской газеты" рассказала Галина Катрук, председатель Иркутской региональной организации Всероссийского общества слепых. Будучи незрячей, эта деятельная и неунывающая женщина не только успешно руководит производством, но и сумела реанимировать работу областной организации ВОС.

Путь во тьме

В 12 лет она поняла, что потеряет зрение - в медицинской литературе прочитала все, что нашла о своем заболевании - пигментной дегенерации сетчатки. Тогда и стала думать, как жить дальше. Были способности к математике и физике (даже предлагали в физико-математический класс перевестись), но учиться дальше стало невозможно - с первой парты уже ничего не видела. Поступила в медицинское училище в Тайшете, и почти сразу забрала документы - поняла, что это не ее дело. Закончила годовые курсы бухгалтеров, потом выучилась на социального педагога. Вышла замуж за прекрасного человека, родила дочку и сына, но ощущала, что с каждым днем видит все хуже. В 34 года ослепла совсем, с тех пор 17 лет живет в полной темноте.

- Поначалу депрессия была страшная, но меня из этого состояния "вытащили" любовь близких людей и забота о детях - они еще совсем маленькие были, надо было думать, как поднимать на ноги, выучить, в люди вывести, - поделилась Галина Васильевна. - Все научилась делать вслепую - кроить, шить, за скотиной ухаживать (у нас было две коровы, свиньи, гуси, куры), на огороде работала - только сорняки с грядок летели. Только вот помидоры в теплице не собирала, потому что на ощупь красный от зеленого трудно отличить.

Они даже с мужем вдвоем дом построили - сами, он за один конец бревна возьмется, она за другой - так и справились. Потом два несчастья произошло - рано, в 20 лет, умер сын и погиб муж.

- Жить себя заставляла, да и уже в обществе слепых работала - в нашей Тайшетской организации, - вспоминает Галина Катрук. - 150 человек за мной было, они уже привыкли, что как какая беда - в обществе помогут, некогда себя жалеть было.

Сообща легче

В местную организацию ВОС ее затащили силком - пришли старушки, вступай, говорят, к нам, а то молодых совсем нет, работать некому. Она долго не соглашалась, потом стыдно стало, что пожилые люди уговаривают, пришла, так до сих пор и работает. Ходит к слепым, разговаривает, уговаривает вступить в общество, потому что в одиночку справиться трудно, особенно если слепота наступила в результате травмы.

- Самое главное - не жалеть человека и с ложечки кормить, а помочь реабилитироваться, - уверена эта удивительная женщина, - научить ориентироваться в пространстве (сначала в квартире, а потом на улице), обслуживать себя, продолжать трудиться, заниматься самообразованием. У нас ведь "битый битого везет" - все друг другу помогают, иначе нельзя.

Слепой человек может абсолютно все, было бы желание научиться - такое правило в обществе. И азбукой Брайля овладеть помогут, и на компьютере работать научат. В обществе есть современный тифлокласс. Ежегодно курсы "компьютерной грамотности" проходят 48 человек, еще столько же осваивают новые программы.

Испытание должностью

Когда в 2004 году Галину Катрук избрали председателем иркутской областной организации ВОС, год она работала сутками - домой приходила только помыться и переодеться. Разгребать пришлось много - ведь по существу общество работало только с инвалидами в Иркутске и городах-спутниках, местные организации были предоставлены сами себе, рабочие места для слепых сокращались, зарплата была мизерной, да и та выплачивалась с задержками.

Пришлось выстраивать работу заново - учить людей, налаживать дисциплину, заключать договоры с органами власти, Пенсионным фондом, Бюро медико-социальной экспертизы.

- Главное, чему мы научились, - это не быть просителями, а предлагать конкретные вещи, - настаивает Галина Васильевна. - Если просишь деньги на модернизацию производства - просчитай, какой эффект будет, насколько оборудование будет загружено, как производительность вырастет. Мы так и делали, шишек сколько набили, но на ошибках учились.

Но дело того стоило, теперь ситуация выправляется - отремонтирована библиотека, само здание общества, закупается современное оборудование на предприятия, на которые регулярные поступают социальные заказы. То есть, на продукцию есть спрос.

Матрасы, щетки и тумбочки

Сейчас в Иркутской области у общества слепых три предприятия - два действующих в Иркутске и одно в Ангарске (где раньше производили гофротару), ремонт там сделан, но помещения пока сдаются в аренду. На "Бытовике" (им Галина Катрук руководит с 2004 года) и Иркутском упаковочном предприятии работают 131 человек. Зарплата выплачивается стабильно, инвалиды получают от 5,5 до 8 тысяч рублей, простоев нет, иногда даже по выходным приходится работать, чтобы заказчиков не терять.

Слепые и слабовидящие люди делают матрасы (пружинные, ватные, поролоновые, сейчас проходит регулировку линия для ортопедических), щетки, коробки семи тысяч наименований, есть на предприятиях швейное и столярное производство. В планах "Бытовика" отремонтировать вахту - установить световую регулировку, в зависимости от времени суток, видеокамеры, звуковые маяки, чтобы слепые могли ориентироваться.

Задумок много, два предприятия уже переведены в собственность общества, по одному идет сбор документов.

- Знаете, почему слепые так дорожат своей работой ?! - спрашивает Галина Васильевна и сама же дает ответ. - Она ведь не только кормит их, но дает возможность почувствовать себя полноценным членом общества, а это самое важное для нас.

Комментарий

Людмила Гаркуша, руководитель-главный эксперт федерального государственного учреждения "Главное бюро МСЭ по Иркутской области":

- Найти работу слепому человеку не так просто. До 2004 года им после прохождения медико-социальной экспертизы выдавалась справка об инвалидности, согласно которой люди получали пенсию и льготы. Теперь в связи с изменением пенсионного законодательства им назначается пенсия по ограничению способности к трудовой деятельности.

Чтобы получить статус инвалида и добиться присвоения официального статуса нуждающегося в государственной помощи, недостаточно иметь нарушение органов зрения, надо обязательно установить ограничения к трудовой деятельности. Проходить переосвидетельствование инвалидности необходимо ежегодно. Для этого требуется пройти массу узких специалистов, врачебную комиссию в поликлинике по месту жительства, и только потом попасть на прием в МСЭ. Многие из тех, кто сталкивается с этой процедурой, называют ее хождением по мукам. В результате, из 100 человек, которые могут рассчитывать на получение статуса инвалида, решаются идти на комиссию только третья часть. Такие данные приводит Всероссийское общество инвалидов.

Инвалид, имеющий третью степень ограничения, полностью нетрудоспособен. Инвалид по зрению первой группы может работать в специально созданных условиях. Сейчас трудоустроиться таким людям в Иркутской области сложно, потому что в муниципалитетах специальных предприятий не хватает, они есть только в Иркутске. Вот и получается, что пенсия у них небольшая, а возможности работать нет.

Выходит, что государство формирует из инвалидов некий дефектный слой, формирует у них иждивенческую позицию, а это неправильно. Это такие же люди, как и мы, им необходима социальная реабилитация, нормальные условия труда и быта. А пока в результате такого подхода только 30 процентов инвалидов, которым МСЭ дает трудовую рекомендацию, реально ищут работу.

Общество здоровых недальновидно, и думает, что эта проблема их не касается. Между тем за последние десять лет в мире почти в полтора раза возросло число больных, вынужденных перейти в категорию инвалидов.

Образ жизни Иркутск Восточная Сибирь