07.08.2008 04:05
Экономика

На обсуждении генплана Воронежа выступающих делили на "согласных" и "несогласных"

Чиновники и горожане так и не нашли общего языка при обсуждении генерального плана Воронежа
Текст:  Геннадий Литвинцев (Воронеж)
Российская газета - Черноземье: №0 (4723)
Читать на сайте RG.RU

Завершилось публичное обсуждение проекта, от которого зависит развитие Воронежа на ближайшие десятилетия. Однако вопросов осталось больше, чем ответов.

Заключительные слушания по проекту генерального плана города не вызвали интереса у общественности. В зале городского Дома архитектора собралось человек тридцать-сорок. Из-за того, что мероприятие было назначено на утро рабочего дня, его проигнорировали не только рядовые горожане, но и ведущие местные чиновники.

Назад в будущее

Предыдущий генеральный план развития Воронежа принимался в 1970 году и был рассчитан на пятнадцать лет. Значит, более двадцати лет миллионный областной центр жил "как придется", без продуманных ориентиров и заданных целей. Результаты жители ощущают в полной мере: в городе только наполовину удовлетворяются потребности в питьевой воде и она в большинстве районов подается по графику, ливневая канализация - в зачаточном состоянии, практически отсутствует муниципальный транспорт, хаотичная застройка приводит к разрушению исторически сложившегося облика Воронежа, уничтожению парков и скверов. Город считается столицей Центрального Черноземья, но при этом все больше отстает в развитии от более удачливых соседей по региону, теряет свое лицо, превращается в зону, неблагоприятную для проживания и инвестиционных вложений. Таковы последствия утвердившейся здесь "игры без правил".

Представившая генеральный план главный инженер проекта Евгения Иванова пояснила, что хотя формально он рассчитан до 2020 года, большинство его ориентиров нацелены на тридцать лет. Причем за основу были взяты предложения предыдущего генплана, который еще в семидесятые годы прошлого века определил направления, по которым будет расти город - за счет близлежащих райцентров Семилуки и Новая Усмань, сел Отрадное и Александровка. Прежний резерв будет использован, но разработчики нового генплана считают перспективными для застройки и территорию между поселками Шилово и Малышево, военный аэродром Балтимор, опытные поля аграрного университета (ВГАУ), площадку близ реки Дон. "В принципе" и "теоретически" проектировщики набрали в общей сложности территорию под строительство 11 миллионов квадратных метров жилья, но все эти площадки, по признанию Ивановой, "требуют проработки".

Еще как требуют! Потому что никто сейчас не может сказать, согласятся ли военные с предложением закрыть аэродром и передать его территорию под жилищное строительство. А распоряжения губернатора о использовании находящихся в федеральной собственности земель ВГАУ отменены судебным решением. Как сказал в прениях директор предприятия "Воронежпроект" Станислав Гилев, большинство разделов генплана нуждаются во множестве согласований, прежде всего с собственниками земель, без чего документ не может приниматься к исполнению. Сейчас никто не готов сказать, сколько времени уйдет на процедуры согласования, тем более что тут же в зале некоторые участники слушаний пригрозили оспорить затрагивающие их пункты в судебном порядке.

Тупик на магистрали

Земельные отношения могут стать серьезным препятствием для решения главнейшей городской проблемы - транспортной. Ныне плотность дорожной сети в Воронеже в два раза меньше норматива. Чтобы не допустить коллапса на улицах, проектировщики предлагают транспортную систему в виде нескольких радиальных колец, строительство на самых оживленных магистралях более десятка развязок, мостовых переходов, возрождение трамвайно-троллейбусного сообщения, а также принципиально новый для города вид транспорта, названный "легким метро".

- Все будет уточняться на последующих этапах утверждения документа, - заверила присутствующих главный инженер проекта.

Но каким образом? - задают вопросы горожане. Площадки бывших трамвайных и троллейбусных парков проданы мэрией, некоторые из них уже заняты новостройками. Еще предыдущий генплан предусматривал два основных автомобильных кольца - внутригородское и окружное. Замкнуть первое, судя по всему, уже не удастся - на его пути по проспекту Революции отведен участок под строительство торгово-развлекательного центра. Место предполагаемой развязки у цирка уже занято подобным сооружением. Возникающие где попало, порой без разрешительных документов, капитальные здания перегораживают еще несколько перспективных магистралей. Возьмется ли кто-либо за снос этих "тромбов", учитывая судебные и другие издержки? Конечно, вины проектировщиков здесь нет: разрешения на строительство выдаются в других кабинетах, и чаще всего о них становится известно, когда сигнал "отбой" подавать уже поздно. По мнению известного воронежского зодчего Валерия Каплия, "работа над генпланом превращается в простое фиксирование того, что в городе происходит само собой, вне решений авторского коллектива".

Возьмем больную для Воронежа проблему сбережения рекреационных зон, резко сократившихся по площади в последние годы. Возмущение горожан рубками леса, наступлением новостроек на парки и скверы, уничтожением детских площадок и посадок во дворах резко проявилось во время слушаний. "Восстановить прежнюю систему зеленых насаждений не представляется возможным, теперь хотя бы сохранить оставшееся", - отвечают им проектировщики. Однако по плану площадь рекреационных зон даже увеличится - с неполных шести квадратных метров на человека (что много ниже принятых нормативов) до 13 метров в перспективе. Но увеличить планируют не за счет возвращения погубленных парков и садов к их прежнему состоянию, не посадками новых деревьев и кустарников, а путем присоединения к городской территории окружающих земель Гослесфонда. Только может ли заменить людям зелень под их окнами, во дворе или в соседнем парке лес, растущий за десять-двадцать километров от дома?

Глас народа

Публичные слушания генерального плана развития города вести не просто. У каждого пришедшего поучаствовать в них горожанина есть, конечно, "своя рубашка", которая к нему ближе, о ней он и пытается рассказать. Дело составителей документа, городских властей, его представляющих, выслушать людей, чтобы очертить для себя круг их забот, ощутить остроту вопросов, а затем и попытаться дать на них ответ в обобщенном виде. Руководитель управления главного архитектора города Анатолий Бородецкий избрал тактику ведения слушаний, при которой выступающие сразу же и решительно делятся на "согласных" и "несогласных". Первым, восхищающимся делами и планами городских властей, благосклонное внимание и поддержка. Вторым - обрывание на полуслове, жесткие реплики: "Ерунда! Не понимаете! Что вы за люди!" В итоге продолжавшихся около года публичных слушаний (сначала они прошли в районах города) жители пришли к выводу, что их мнением всерьез никто не интересуется, а участие нужно для "галочки", потому что закон этого требует. Сделают же власти все равно так, как им будет удобнее и выгоднее. Что толку в слушаниях, на которых тебя не слышат?

мнения

Юрий Красиков, архитектор:

- Градостроительной осью Воронежа является водохранилище, оно же во многом определяет экологию города, качество воздуха и воды. Поэтому генеральный план, на мой взгляд, должен содержать ясные и точные ответы на вопрос, что будет дальше с этим водоемом. Оставлять же в нынешнем состоянии зловонной лужи опасно для здоровья горожан. Вообще, план производит впечатление провинциального, устаревшего еще до принятия документа, разработчики боятся современных, действительно прорывных решений и проектов. Например, автомобильные пробки в центре города можно ликвидировать прокладкой туннеля от Манежной до Чижовки с возможными ответвлениями.

Александр Иванов, житель Коминтерновского района:

- Живу в городе с послевоенных времен, когда он только что возрождался из руин. Что удивительно, даже тогда на улицах было чище, прибраннее, а строительство велось по плану, целыми комплексами, архитектурными композициями. Так называемая точечная застройка уродует город, в буквальном смысле лишает его жителей воздуха.

Инфраструктура Воронеж Центральная Россия