07.08.2008 06:00
Культура

Творения Андрея Рублева могут не дожить до следующего столетия

Творения Андрея Рублева могут не дожить до следующего столетия
Текст:  Светлана Биткина
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4723)
Читать на сайте RG.RU

Знаменитая фреска "Страшный суд" во Владимире, написанная Андреем Рублевым, которой исполнилось 600 лет, может не дожить до следующего столетия.

Ровно 600 лет с центрального нефа Успенского собора смотрят лики старцев. Искусствоведы утверждают, что подобной фрески нет в мировой живописи. Тема Страшного суда - одна из главных в средневековом искусстве - волновала и художников Руси. И многие русские иконописцы в характере ее изображения следовали примеру европейских мастеров: праведники - с одной стороны, грешники - с другой.

- Непревзойденность фрески "Страшный суд" Успенского собора города Владимира - в милости к каждому, которая от нее исходит, - говорит генеральный директор Владимиро-Суздальского музея-заповедника Алиса Аксенова. - Посмотрите на эти лики! Мы здесь не видим ни плача, ни озлобления, ни адских мучений - все пронизано светом, радостью встречи с Христом.

В 60-е годы прошлого столетия Алиса Ивановна, возглавившая музей, увидела в его фондах уникальное собрание работ известного иконописца Сафронова, который в 1885 году зарисовал открытые фрески Рублева. Сравнение оригиналов с копиями ужаснуло директора.

- Меня потрясли изменения, произошедшие с ними, - рассказывает Аксенова. - Поехала в министерство культуры. Встретилась с Василием Стригановым, заместителем министра. Он услышал нас, началась очередная реставрация. Реставрировали фрески Рублева классики своего дела - Сергей Чураков и Дмитрий Брягин.

Грядущий юбилей шедевра средневековой живописи снова ознаменовался скандалом. Строители поставили леса из сырой сосны для устранения протечки потолка в двух шагах от фресок Рублева. Алиса Аксенова письменно сигнализировала владыке о грубейшем нарушении - начале работ без получения письменного разрешения музея как балансодержателя памятника и отсутствии контроля со стороны специалистов. Леса начали разбирать, а фрески на время ремонта завесили полиэтиленовой пленкой...

- Работаю директором 48 лет, - говорит Аксенова. - Но что такое этот срок для вечности, даже для 600? И тем не менее еще во время реставрации, проводимой в шестидесятые годы, фрески были другими по цвету, яркости. Их было видно. А сегодня из-за гари, копоти, сырости состояние фресок ухудшается. Меня поражает, как бережно и трепетно относятся к своему культурному достоянию в других странах. Например, в Италии, в соборе Святого Марка, где неблагоприятный для фресок климат, где всюду болота, мозаики, по возрасту не уступающие рублевским фрескам, сияют великолепием и сохранностью.

На всю жизнь ей запомнилось, как во время официального визита в Италию умоляла смотрителя показать фреску "Тайная вечеря". Но тот, несмотря на удостоверение ЮНЕСКО у просительницы, был неумолим: "Нельзя нарушать режим". Предложил прийти на следующий день: "Завтра будет японская группа, там есть одно свободное место". Вот такое отношение к своему наследию!

Площадь знаменитых фресок во Владимире - около 700 квадратных метров. Время начать очередной этап реставрации. Но специалисты говорят - это будет сизифов труд.

- Проблема в том, что в действующем Успенском соборе не поддерживается необходимый режим температуры и влажности, - комментирует генеральный директор ОАО "Владспецреставрация", известный владимирский искусствовед Александр Скворцов. - К сожалению, пока не будет налажен микроклимат, о подлинной реставрации фресок "Страшного суда" не может идти речи, - только о консервации. Которой, конечно, недостаточно. И эта проблема, на мой взгляд, упирается не в экономические, а прежде всего в нравственно-этические вопросы. Фрески Андрея Рублева - национальные святыни. Их сохранность - задача общества.

Но Алиса Аксенова, несгибаемый борец за владимирскую и суздальскую старину, на этот раз впервые не скрывает бессилия:

- Если нам перенимать опыт наших зарубежных коллег, то в идеале в собор нельзя входить после дождя в мокрой одежде, нельзя вносить березовые деревья на Троицу, нельзя использовать свечи, а тем более - не восковые. И этих "нельзя" много. Не может быть идеального режима в действующем храме. Поэтому предписания реставраторов по определению не могут быть исполнены, и гарантии сохранности фресок исключены. Рублеву не повезло.

Арт Религия Владимир Центральная Россия