Интеллект в России бесспорно является собственностью носителя. А вот интеллектуальные продукты связь с владельцем имеют более зыбкую. Нарушить ее легко. Юридически твердая защита интеллектуальной собственности в России проблематична. Точнее, она декларирована, но исполнить ее сложно. Поэтому нарушения прав встречаются часто и почти без наказания.
Большинство производителей предпочитают вести войну с контрафактом инструментами маркетинговыми. Во всяком случае, их разнообразие в практике значительно превышает юридический инструментарий. К тому же маркетинговые программы позволяют ставить и решать сразу несколько задач - имиджевую, повышения лояльности, собственно маркетинговую.
Однако, как убедился автор этой статьи, практика борьбы на передовых рубежах становится более разнообразной. Совмещая и взаимно усиливая юридические и маркетинговые способы борьбы с контрафактом, производители достигают качественно больших результатов. Важно осознать, что в проблеме контрафакта есть минимум две ведущие линии - работа с незаконными производителями и продавцами и работа с покупателями. В первом случае юридические методы постепенно повышают свой вес, восстанавливается их истинная природа. В руках автора оказались документы о результатах нескольких судебных процессов, в которых права владельцев товарного знака удалось защитить. Особо отрадно, что подателями исковых заявлений в них выступили не сами владельцы товарных знаков, а государственные таможенные структуры. Качественное правовое пространство России становится предметом повышенного внимания и самого государства.
Как отмечают таможенники, эффекта удалось достичь благодаря механизмам защиты прав на интеллектуальную собственность посредством Таможенного реестра ОИС (объектов интеллектуальной собственности) ФТС России. На столичном АМО ЗИЛ, чьи права были защищены в упомянутых судах, добавляют, что уже длительное время успешно взаимодействуют с российской таможенной службой. Появление судебных положительных решений только сейчас объясняют длительностью судебной процедуры.
Механизм их совместной работы заключается в том, что все пересекающие таможню товары, помеченные знаком ЗИЛ и декларируемые как продукция холдинга ЗИЛ, на границе останавливаются. Далее таможенные службы направляют запрос в холдинг за подтверждением законности использования зарегистрированного товарного знака ЗИЛ. Добросовестные экспортеры и импортеры, зная о процедуре, стараются заранее подготовить все необходимые документы. Судьба иных компаний и их товаров решается в судебном порядке.
Так, в двух упомянутых судебных процессах решением суда на ответчиков наложены административные штрафы по статье о незаконном использовании товарного знака. В одном случае контрафактный товар на сумму более полумиллиона рублей был конфискован. В другом случае товар стоимостью почти три миллиона рублей был задержан на время следствия. Уничтожению подверглась упаковка, непосредственно содержащая товарный знак ЗИЛ.
Однако есть и другая сторона борьбы с контрафактом, где маркетологи занимают передовые рубежи. Это работа с покупателем. Здесь главное - помочь каждому раскрыть обман раньше, чем вы потеряете деньги. Именно это бывает очень сложно. Контрафакт часто имеет хорошую цену, она в прямом смысле нравится. Визуально отличить подделку сложно. Ее производитель знает "предмет для подражания" и старается над внешним антуражем вовсю. Но за оберткой скрывается комплекс потребительских качеств, которые очень сильно отличаются от тех, что нам обещают.
Производители контрафакта всеми методами вводят покупателей в заблуждение. А уж как стараются вороватые продавцы! Поэтому списывать из актива собственные меры защиты от контрафакта производители не спешат. Оригинальная корпоративная упаковка, особые вывески или оформление торговых мест, разнообразные голограммы, лотереи, плакаты и буклеты с описанием отличительных свойств оригинала. Все это служит одному - помочь покупателю визуально отличить качественный товар и сделать осознанный выбор для покупки.
Что же касается инициированных таможней судов, речь скорее можно вести об усилении маркетинговых механизмов борьбы с контрафактом юридическими инструментами. Массовость такой практики защиты товарных знаков можно сравнить с открытием второго фронта.
Становление качественного правового пространства в России - процесс не одного дня, месяца или года. Но долгий путь всегда начинается с первого шага. А то, что государство в лице таможни само включается в активную борьбу с подделками, позволит быстрее очистить наш рынок от некачественных товаров и многочисленных подделок. Меня, как честного гражданина и покупателя, это только радует.