Первый канал в ответ на проект "России", в котором человек из телевизора Ксения Стриж ищет себе мужа, запустил свою матримониальную программу "Давай поженимся!".
Телевидение, похоже, всерьез взялось за популяризацию семейных ценностей и оказание гражданам и гражданкам России практической помощи в деле создания супружеских гнезд.
Дайте мужа Ксении Стриж!
В далекой юности, помнится, довелось увидеть итальянский, как потом стало известно, неореалистический фильм, который именовался очень красиво - "Утраченные грезы". Потом выяснилось, что в оригинале он назывался несколько проще и публицистичнее: "Дайте мужа Анне Закео". История была простая: девушка хотела замуж, а ее кавалеры желали только одного. Известно чего. Это ее огорчало.
Такая проза жизни коробила в ту пору советских граждан и их идеологических начальников. И тогда, чтобы не снижать высокие представления о высоких отношениях, заголовок прогрессивной для капиталистического Запада картины решили романтизировать.
...Много воды утекло с той поры. Мы сами теперь по уши в капитализме. Теперь уже никого не может смутить программа, которая идет по "России" под столь деловым заголовком "Как найти мужа?". А могла бы называться еще конкретнее и требовательнее: "Дайте мужа Ксении Стриж!".
Ксения Стриж - человек, заметный в медиапространстве. А ее потенциальные женихи - люди в нем незамеченные. В этом дополнительная сложность проекта. Все-таки брачующиеся встречаются не на равных. Со стороны кавалеров неизбежен корыстный интерес. И не в материальном смысле, а в символическом. Что ни говори, а у телеведущей, кто бы, как бы к ней ни относился, уже есть приданое. Это ее имя, имидж и, стало быть, узнаваемость. И для кого-то оно кажется более ценным, чем машина, вилла или акции "Газпрома".
Сама Стриж называет то, в чем она участвует, не проектом, а экспериментом, смысл которого в том, чтобы не себя осчастливить, но оснастить телезрителя не первой молодости некоторым опытом, а также, возможно, определенными навыками правильного выбора партнера по жизни.
Эксперимент, понятное дело, не чистый. И не только по причине, о которой только что было сказано. Главным образом, в силу других оснований. Свидания и ухаживания "под камеру" и "под микрофоны" еще более поверхностны и лукавы, чем знакомства на улице, на ленте эскалатора и тем более на дискотеке.
К тому же "невеста" - профессиональная артистка. "Жених", принимая правила игры и вызов, тоже становится артистом, но только самодеятельным. И потому по большей части выглядит жалко. Иные претенденты, чувствуя неуверенность, пытаются ее резко преодолеть, потому пережимают в противоположную сторону. Конечно, есть еще монтажная стадия, в ходе которой многое, вероятно, микшируется, переигрывается...
Тем не менее какой-то материал для анализа поведенческих навыков мужчин и женщин в подобных ситуациях выпуски передачи "Как найти мужа?" дают. В основном, правда, для психологов и социологов. Для телезрителей - это только шоу.
Шоу еще в большей степени - программа "Давай поженимся!", что идет на Первом канале в дневное время.
Там, где еще совсем недавно хозяйничала "Лолита. Без комплексов", суетится молодая блондинка с поставленной и намертво приклеенной улыбкой к лицу - Даша Волга.
Брачные игры взрослых людей
"Давай поженимся!" - это точно не эксперимент. Это - нормальный кастинг с элементами рыночной демократии. То Агафья Тихоновна выбирает одного из трех кандидатов в женихи. То Подколесин решает, какая из девиц ему больше подошла бы.
И "женихи", и "невесты" являются на запись программы с небольшими группами болельщиков. Плюс дама-психолог. Еще плюс - дама-астролог. Минус мужчина-сексолог. Ну и ладно. И этих довольно. Они и образуют своего рода консилиум, который берет на себя ответственность что-то порекомендовать молодым людям по результатам публичного знакомства.
Мне больше всего нравится та мизансцена, где герои становятся друг к другу лицом, будто боксеры, и начинают обмениваться комплиментами.
Агафья Тихоновна: Ты в жизни еще лучше, чем на фотографии.
Подколесин: И ты прекрасна. И все в тебе замечательно: и ноги, губы, и грудь, и игра плечевого пояса. От тебя пахнет настоящей женщиной. Хотелось бы, чтобы твои внешние данные соответствовали твоему содержательному внутреннему миру.
После пафосных фраз выясняется, в какой мере от женщины и от мужчины "пахнет" деньгами, щами, борщами и возможными изменами.
Потом наступает момент выбора. Соискатели (или соискательницы) желанной (или желанного) удаляются в соседние комнаты и смотрят по мониторам, кто же стал избранником (или избранницей).
И никто не выпрыгивает в окно. Потому что, как говорил Кочкарев, брак - "дело христианское, необходимое даже для отечества".
Так-то оно так. Кто ж будет с этим спорить? Но какая-то есть во всем этом деле загвоздка. Пресловутый "человеческий фактор", что ли...
Мы же помним, с каким трудом поженил шукшинский Паша Колокольников двух своих старых знакомцев. Какая это была комическая сцена.
Помним в фильме "Старшая сестра" попытку сблизить Надю Резаеву со стеснительным парнем - его играет Леонид Куравлев. Какая была драматическая сцена...
Сколько неловкости хлебнули в картине "Зимняя вишня" два хороших человека, когда они попытались построить свою любовь на рациональных началах.
Другое дело Министр-администратор из "Обыкновенного чуда": "Мне ухаживать некогда. Вы привлекательны, я чертовски привлекателен - чего зря время терять?"
Собственно, по этой схеме и происходит налаживание матримониальных отношений у героев ток-шоу "Давай поженимся!". Только все это вынесено на публику, из всего этого сделан спорт. И ни на грамм "человеческого фактора" (то есть нормальной, естественной неловкости) ни у самих героев программы, ни у ее устроителей. Ты хороша собой, я чертовски замечателен - давай поженимся. И необходимое для отечества дело ставится на конвейер, на поток... В этом уже какая-то ненормальная, противоестественная неловкость, которую, впрочем, мало кто из телезрителей замечает.
Кстати
Наше телевидение в иные моменты все больше похоже на учреждение, в котором служил Ипполит Матвеевич Воробьянинов до того, как соблазнился погоней за гарнитуром мадам Петуховой.
Напомню: его местом работы был "стол регистрации смертей и браков".