Во время традиционного субботнего объезда по городу мэр столицы Юрий Лужков посетил вагоноремонтный строительный завод, основанный в Сокольниках еще в 1905 году.
Именно на его базе в начале текущего года создан самый современный в городе сервисный центр по обслуживанию городского подвижного состава.
Здесь теперь ремонтируют автобусные и трамвайные мосты, коробки передач различных модификаций, механизмы рулевого управления, а также проходят все испытания новинок городского наземного транспорта. В частности, отсюда вышел в город колесить по семнадцатому маршруту и единственный пока в столице трехвагонный трамвай. Случилось это неделю назад. Состав длиной более двенадцати метров связал станцию метро "Медведково" со станцией "ВДНХ".
Любопытно, что несмотря на свой размер, сидячих мест в этом монстре не больше, чем в обычном двухвагонном трамвае. Дело в том, что его середина предназначена для инвалидов-колясочников и пассажиров с детскими колясками. Зато стоя в этой части состава может поместиться в два раза больше пассажиров, так как и поручней здесь в два раза больше, чем в обычном трамвае. А благодаря тому, что этот состав еще и низкопольный, он удобен и для пожилых москвичей.
На вопрос корреспондента "РГ", как относятся к такому уплотнению пассажиры, вагоновожатая Валентина Абрамова заявила, что пока никто из них не жаловался. "Ход у машины стал более плавным, резких толчков нет, никто не падает, да и место есть, куда можно поставить чемоданы", - пояснила она.
Для самой же вагоновожатой осталось лишь одно неудобство - это повороты: "На прямой дороге весь состав хорошо просматривается, видно, кто входит и выходит, а с остановками на поворотах сложнее - приходится включать монитор, подсоединенный к камерам слежения". Еще одно новшество, не видимое глазу, зато ощутимое для городского "кошелька", это двадцати- процентная экономия электроэнергии, которой могут похвастаться такие трамваи. Экономится электричество благодаря переходу энергии во время торможения в специальные аккумуляторы, из которых затем "остаток" берется для разгона.
Еще одно изобретение мастеров - портативное устройство для технической диагностики подвижного состава прямо во время пути.
- Устройство позволяет провести осмотр прямо во время движения, и даже дистанционно по каналам связи, - рассказал руководитель ГУП "Мосгортранса" Петр Иванов. - С его помощью можно корректировать программу движения в городе и за городом, скорректировать действия водителя, чтобы снизить расход топлива.
Мэр осмотром остался доволен: и экономикой, и уважительным отношением разработчиков трамвая к пассажирам. К экологии вопросов у него тоже не возникло - все новые трамваи в Москве отвечают стандарту Евро-4.
Подводя итог, Юрий Лужков сказал, что город намерен субсидировать еще несколько опытных разработок в сфере городского наземного транспорта. И даже помочь сотрудникам ГУП "Мосгортранса" с жильем. Учитывая, что трамваи, троллейбусы и автобусы в столице сейчас водят в основном выходцы из СНГ, для них в скором времени построят четыре гостиничных комплекса. "Они хорошо работают, и мы не можем бросить их на произвол судьбы. Сейчас эти люди снимают квартиры у частников, что для многих не по карману. Специальное жилье, которое построит для них город, даст им возможность жить скромно, но вполне цивилизованно".
Напоследок Лужков напомнил о том, что транспортники продолжают заниматься и разработкой проекта скоростного трамвая. Маршрут его уже утвержден: он пройдет вдоль шоссе Энтузиастов.
Cправка "РГ"
В столице реализуется программа восстановления и модернизации трамвайных путей на 2008-2010 годы. За эти три года предстоит модернизировать 5,7 километра пути. Кроме того, в ближайшие годы будет построено 190 километров новых линий, еще 120 километров переделают под скоростное движение из обычных путей. Главной задачей нового вида транспорта станет дублирование крупных городских магистралей. Линии проложат также между спальными районами и центром города. Выделенные полосы, по которым будет ходить скоростной трамвай, защитят от автомобилистов.