Фондовая биржа ММВБ изменила правила допуска акций к торгам. Наша газета обратилась за разъяснениями к заместителю генерального директора фондовой биржи ММВБ Геннадию Марголиту.
- Геннадий Ремирович, по замыслу новой торговой площадки, теперь сама биржа будет определять, чьими акциями торговать?
- В этом, собственно, и состоит существенное отличие от того принципа расширения списка торгуемых бумаг, которое было до сих пор, когда сами эмитенты подавали заявление на допуск к торгам. Сегодня мы решили отойти от этого принципа, поскольку необходимо решать одну из главных проблем российского рынка - узость круга публично торгуемых бумаг. Мы, конечно, проводим работу с компаниями-эмитентами, но быстро продвинуться не удается. Все дело в том, что процесс осознания важности и нужности публичного рынка требует времени и определенных усилий со стороны менеджмента компаний.
Впрочем, ситуация на российском рынке стала несколько меняться после того, как появился опыт IPO, когда наши предприятия стали понимать, что фондовый рынок может служить источником финансирования. Но процесс идет медленнее, чем хотелось. И факт остается фактом - у нас сейчас торгуются акции 184 эмитентов, а это очень мало. Даже в Монголии на бирже в 2 раза больше бумаг. Для такой страны, как Россия, это недопустимо мало.
Для того чтобы радикально изменить ситуацию, было принято решение о том, что инициировать допуск акций в список торгуемых ценных бумаг в ряде случаев будет дирекция биржи. Таким образом, мы открываем для рынка новые акции.
- По какому принципу отбираются компании?
- Алгоритм селекции компаний является важным элементом защиты инвесторов. В первую очередь это касается защиты от рисков недостаточной информационной прозрачности. Поэтому одним из принципов отбора является то, насколько пунктуально компания раскрывает информацию о себе, о корпоративных событиях, соблюдает законодательство в этой области. Другой принцип селекции - потенциальная ликвидность. Для этого мы брали в расчет тот оборот, который проходит на внебиржевом рынке, в информационных и торговых системах. Учитывается и интерес со стороны инвесторов и профсообщества к этим компаниям, а также потенциал роста и наличие аналитического покрытия. Таковы наши критерии. Существует еще и технический фактор. Бумага должна быть допущена к обслуживанию в нашем уполномоченном депозитарии - Национальном депозитарном центре.
- Если компания откажется по каким-либо причинам от обращения своих акций на вашей площадке?
- Вопрос очень правильный и важный. Нормативно-юридически биржа имеет право принять решение, не спрашивая согласия самой компании. Но есть механизм и процедуры исключения бумаги из списка допущенных к торгам, в том числе по инициативе эмитента.
- Сами компании, на ваш взгляд, заинтересованы в размещении своих бумаг на бирже?
- Одна из сверхзадач заключается в том, чтобы подтолкнуть компании к биржевой торговле, чтобы они не боялись стать публичными и прозрачными. Здесь есть элемент внешнего импульса, который мы хотим придать российским компаниям. Если до сих пор компании не представлены на биржевом фондовом рынке, поскольку не пришли и не принесли пакет документов, это вовсе не означает, что они против и не хотят, чтобы их акции торговались публично. В рамках данного проекта биржа снимает с эмитента головную боль по бюрократическим процедурам подготовки документов для включения в список торгуемых бумаг. Поэтому я думаю, что большинство компаний будут нам только благодарны. В результате появления ликвидного вторичного рынка повышается инвестиционная привлекательность компании, растет капитализация, следовательно, облегчается доступ к источникам финансирования, в том числе за счет удешевления кредитования. Кстати, у эмитентов есть возможность двигаться дальше, они могут подать заявление о переводе их акций на соответствующий уровень котировальных листов. Ну и в перспективе компания может выйти на IPO. Конечно, публичный рынок - это еще и ответственность, мы очень рассчитываем, что компании будут "тянуться" за рынком, улучшать корпоративное управление, стремиться к максимальной прозрачности.
Нет нужды говорить, что главным "выгодополучателем" от реализуемой технологии будут российские инвесторы, в том числе частные, число которых стремительно растет. Для российских инвестиционных домов расширяются масштабы бизнеса.
- Для компаний какого эшелона изменены правила?
- Для различных компаний, которые объединяет то, что на их базе может быть сформирован ликвидный рынок акций. Можно проанализировать первую двадцатку, которую мы уже анонсировали. Здесь представлены и уже известные на рынке имена, у которых есть своя история. Есть эмитенты, обладающие депозитарными расписками, которые обращаются на западных биржах или в российской торговой системе, с довольно неплохим уровнем корпоративного управления. Есть и крупные компании - лидеры в своей отрасли, по которым пока нет ликвидного вторичного рынка. Есть и более мелкие предприятия, но с хорошими инвестиционными перспективами.
- Когда начнутся реальные торги?
- Начало торгов акциями первых 20 компаний запланировано на конец августа. Сейчас мы ведем работу с российскими брокерскими компаниями, инвестиционными банками, которые специализируются на втором эшелоне, с целью обеспечить вторичный рынок этих бумаг.
Если опыт первых 20 будет удачным, а у нас нет сомнений в успехе, будем готовить к выводу на рынок следующую "порцию" ценных бумаг.