Минувший июль для российского долгового рынка стал одним из самых тяжелых месяцев за последние годы. Спад цен на российские долговые бумаги был обусловлен как ухудшением внешних условий, так и рядом внутренних факторов. Очередной виток кредитного кризиса, вызванный в середине лета вероятностью банкротства двух крупнейших в США ипотечных кредиторов Fannie Mae и Freddie Mac (обвал котировок акций которых более чем на 50 процентов потащил вниз Wall Street и все мировые фондовые индексы), вызвал глобальное июльское "бегство в качество", в рамках которого резко упал интерес инвесторов к развивающимся рынкам в целом и к долговым обязательствам, номинированным в локальной валюте, в частности. Следует отметить, что по итогам месяца доходность UST-10 - ведущих защитных активов - существенно не изменилась (вследствие довольно высокой волатильности на протяжении всего месяца) и продолжает колебаться в пределах 3,8-4,0 процента. Российские суверенные облигации в целом следовали динамике американских Treasuries, при этом спрэд между RUS-30 и UST-10 сохранялся в пределах 165-175 б.п. Вероятнее всего, российские еврооблигации сохранят относительную стабильность, а их спрэды к базовым активам останутся вблизи текущих уровней и в ближайшей перспективе.
Между тем ситуация на рублевом сегменте российского рынка долга ухудшалась и под влиянием внутренних факторов. Рост инфляции в России, довольно неожиданное повышение ставок ЦБ, череда технических дефолтов по облигациям третьего эшелона - все эти факторы вызвали волну продаж рублевых облигаций. Доходность рублевых облигаций выросла не только по итогам июля, но и продолжила рост в августе.
Всех вышеперечисленных обстоятельств было более чем достаточно для усиления пессимизма в настроениях участников рынка. Но кульминации он достиг после критики, которой премьер-министр Владимир Путин подверг компанию "Мечел" и ее генерального директора Игоря Зюзина на совещании по проблемам черной металлургии 24 июля. Тон и жесткость этой критики напомнили инвесторам забытую было историю с "ЮКОСом". В результате последовал шквал продаж и на рынке акций, и на рынке облигаций, приведший к росту доходности облигаций самого "Мечела" с 9 процентов (в начале июля) до 14-15 процентов.
Тем временем сохранявшаяся в течение большей части июля довольно благоприятная ситуация на денежном рынке в конце месяца в связи с выплатами налогов существенно ухудшилась: средняя ставка overnight достигала 9,0 процента годовых, ликвидность опускалась с 1,1 триллиона рублей до 700 миллиардов рублей, а 29 июля был зафиксирован второй максимум по операциям прямого РЕПО с ЦБ в текущем году (194,6 миллиарда рублей). Сейчас ситуация стабилизировалась: ставки снизились до 4,5 процента, а ликвидность поднялась до 800 миллиардов руб.
В конце июля управляющие компании начали получать долгожданные средства Фонда ЖКХ, которые размещались в том числе и в корпоративные облигации. Однако эта поддержка не стимулировала усиления позиций в рублевых долговых бумагах. Не вызвало должного позитивного эффекта и повышение рейтинга российских государственных облигаций до уровня Baa1 Международным рейтинговым агентством Moody s, которое в комментариях ссылалось на взвешенную финансово-бюджетную политику и на благоприятную обстановку с обслуживанием внешнего долга России, сделав особый акцент на позитивной политической ситуации в стране и важность продолжения экономических реформ с приходом к власти нового президента. Однако, принимая во внимание реакцию, которую вызвала на российском финансовом рынке история с "Мечелом", а также на фоне конфликта акционеров ТНК-BP, нельзя исключить вероятность того, что приток иностранного капитала в Россию в дальнейшем будет сокращаться, что, в свою очередь, может отрицательно сказаться на динамике ставок МБК.
Подготовлено в рамках совместного аналитического проекта "Российской бизнес-газеты" и РИА "РосБизнесКонсалтинг".