Восстановление разрушенных городов и сел в Южной Осетии и помощь беженцам ляжет на плечи российского бюджета.
Выделение этих денег заранее не планировалось. Выдержит ли дополнительную нагрузку казна, из каких источников будет оказываться помощь, не спровоцирует ли вброс денег дальнейший рост цен? "РГ" попросила ответить на эти вопросы ведущих экспертов.
Выделение помощи Южной Осетии не принесет масштабных проблем для экономики страны, считает член правления Института современного развития Евгений Гонтмахер. Хотя суммы понадобятся немалые: 500 миллионов рублей будет выделено Северной Осетии на прием беженцев и около 10 миллиардов рублей предполагается потратить на восстановление жилья в Цхинвали и других городах и селах Южной Осетии.
Деньги в бюджете есть, успокаивает Гонтмахер. По итогам семи месяцев доходы бюджета составили 5,667 триллиона рублей, а профицит - более 2 триллионов рублей. Не исключено, впрочем, что помощь Южной Осетии превысит озвученные 10,5 миллиарда рублей. Но это уже вопрос целесообразности, замечает собеседник "РГ". Пока полный масштаб бедствия установить невозможно: должна быть проведена ревизия и просчитаны объем разрушений, потребность в помощи беженцам. Если зайдет речь об увеличении суммы в несколько раз, то может быть принято решение временно отложить исполнение каких-то других программ, не имеющих приоритетного значения, предполагает Гонтмахер. Однако к негативным последствиям в экономике это не приведет.
В бюджет ежегодно закладываются средства в два фонда, из которых и могут выделяться деньги во время разного рода непредвиденных ситуаций: общий резервный фонд правительства и фонд чрезвычайных ситуаций, поясняет глава экспертного совета "Деловой России" Антон Данилов-Данильян. Они и могут быть источниками при принятии оперативных решений. Правда, эксперты не могут припомнить, чтобы в последние годы из резервного фонда правительства направлялись столь масштабные средства, как это планируется сейчас. Например, жители города Зея и Зейского района Амурской области, пострадавшие при сильном наводнении летом прошлого года, получили более 11 миллионов рублей. Что касается технологии выделения средств, то корректировки в бюджет можно вносить по итогам его исполнения за полгода и за девять месяцев. То есть решение о первом транше помощи можно принимать уже сейчас. С таким предложением выходит правительство, а затем его обязательно должна одобрить Госдума, рассказывает эксперт Института экономики переходного периода Лев Фрейнкман.
Деньги, потраченные на Южную Осетию, не станут и дополнительным фактором для разогрева инфляции. Ведь речь идет в основном о тратах за рубежом, поясняет Данилов-Данильян. Правда, в российскую экономику деньги тоже поступят - они будут потрачены на оплату работы строителей, использование техники, производство стройматериалов, уточняет собеседник "РГ". При нынешнем дефиците стройматериалов, дополняет Фрейнкман, цены на них могут вырасти еще больше. Но эти потребности в цементе и арматуре несопоставимы, например, с планами олимпийских строек. Тем более с учетом временного лага - деньги на восстановление будут тратиться постепенно - потребители подорожания вообще не ощутят.
Гонтмахер предполагает, что на стройках в Южной Осетии могут быть заняты рабочие из Чечни и Дагестана. Если все правильно спланировать, то это будет способствовать преодолению безработицы в этих регионах. "Что же касается риска нецелевого расходования средств, то он минимален, - надеется Данилов-Данильян. - Когда организуются подобного рода мероприятия, как правило, налажен очень жесткий контроль над расходами. Случаев воровства практически не было при реализации работ под эгидой МЧС. Прямых злоупотреблений не зафиксировано и по приоритетным национальным проектам".