14.08.2008 06:00
Культура

Роберт Дауни-младший: Чтобы не свихнуться, надо оставаться в шкуре героя все время

На экраны выходят "Солдаты неудачи". Роберт Дауни-младший делится ощущениями
Текст:  Олег Сулькин
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4728)
Читать на сайте RG.RU

На российские экраны выходит военная комедия "Солдаты неудачи" (оригинальное название: Tropic Thunder - "Тропический гром"). Это кино про кино - жанр заманчивый, но непростой, своего рода матрешка с секретом.

В крупнобюджетном и "высококонцептуальном" (так сказано в пресс-релизе) проекте студии DreamWorks Pictures известный голливудский актер Роберт Дауни-младший тоже играет роль-матрешку. Его персонаж, знаменитая звезда, оскароносец и фанатик школы Станиславского, должен перевоплотиться в... негра. Звезда специально дубит свою кожу, добиваясь надлежащего потемнения, и нарабатывает грубый афроамериканский акцент. В общем, животик надорвешь от смеха, тем более что рядом хохмят еще два комических идола Америки - Бен Стиллер (он же режиссер ленты) и Джек Блэк.

Собственно, из похожих, почти невероятных трагикомических вызывов и испытаний состоит жизнь 43-летнего Дауни-младшего. Сын богемного режиссера андерграунда Роберта Дауни-старшего, который мотал сыночка по городам и весям, в 1992 году он потряс просвещенный мир ролью Чаплина в знаменитом фильме Ричарда Аттенборо. Затем переиграл десятки ролей как в артхаусных, так и мейнстримовских лентах, включая недавние "Поющий детектив", "Зодиак", "Доброй ночи и удачи". Умение виртуозно перевоплощаться очень пригодилось для фантазийного супербоевика "Железный человек", где он и плейбой-миллионер, и несокрушимый робот-терминатор. Увы, широко освещаемая прессой пагубная страсть Дауни-младшего к наркотикам не раз ставила под угрозу и почти терминировала его блистательную карьеру. Борения с недугом продолжаются с переменным успехом уже лет десять, и в разговорах с прессой актер категорически отказывается касаться больной для него темы. Наша беседа с Робертом Дауни-младшим состоялась в отеле Four Seasons в Беверли-Хиллз.

Российская газета: Тони Старк в "Железном человеке" воюет с инсургентами в Афганистане. Сержант-афроамериканец в Tropic Thunder тоже сражается - сначала с фиктивными врагами, а затем и с реальными. Какая-то милитаристская полоса началась в вашей кинокарьере...

Роберт Дауни-мл.: Перерыв между съемками был всего две недели. Но я бы не стал оба этих фильма сравнивать и тем более какую-то линию вычерчивать. В "Железном человеке" меня взяли в оборот, я плыл по течению: ну, знаете, большущий такой проект, громадные деньги, чужая ответственность, в общем, лучше не вдумываться. Со Стиллером - совсем другая история. Мы сценарий по косточкам с ним разобрали, каждую сцену, каждый кадр. На Гавайях репетировали как чокнутые вопреки всем соблазнам. Столько напридумывали всяких примочек! Это так упоительно - снимать фактически независимое кино на казенные 130 миллионов долларов.

РГ: Трудно вам давалось перевоплощение в афроамериканца? То есть не вам, конечно, а вашему герою. А в общем-то и вам тоже.

Дауни-мл.: Ну вот, вы тоже запутались. Я на съемках в какой-то момент понял: чтобы не свихнуться, надо оставаться в шкуре героя все время - и на сете, и в трейлере, в общем, маску не снимать даже в сортире. Я и голосом своего героя говорил все время съемок, не меняя интонации (специально басит). Вначале Стиллер хотел пригласить Дона Чидла, но потом решил, что веселей будет, если черного сыграет белый. В фильме много безумных приколов. Один Ник Нолти, ветеран вьетнамской войны с руками-крюками, чего стоит. А Том Круз, лысый и бородатый, танцующий рэп?

РГ: Роберт, а вы такой же заводной и веселый на съемочной площадке?

Дауни-мл.: Ах нет, конечно (лицо мгновенно становится комически скорбным). Все такие мрачные и серьезные, будто мы все Кубрики или Оливеры Стоуны и делаем великое кино на все времена. Стиллер как завелся с первого дня, так камеру ни разу не выключал. Никогда не слышал, чтобы он сказал "Снято!". Я его умолял: "Слушай, Бен, ну дай хоть водички глотнуть". А он мне, будто не слышит, командует: "В кадр! Быстрей!" Полный шиз!

РГ: Ваш герой, как и его соратники, фонтанирует очень неполиткорректными мыслями и оценками. Не боитесь, что на вас могут обидеться - те же афроамериканцы?

Дауни-мл.: Я знал, на что шел, когда принял предложение сыграть эту роль. Да, сатира - опасный жанр, как по минному полю идешь. Нужно видеть грань, где сатира превращается в оскорбление. Она есть, эта грань, и самое большое искусство - уметь на ней балансировать. Главное, что помогает, - моральный компас.

РГ: Можете разъяснить подробнее?

Дауни-мл.: Рядом со мной на съемках был Брендон Джексон, играющий еще одного чернокожего по имени Алпа Чино. Но он настоящий черный. И когда рядом реальный черный и фальшивый, вроде меня, тут каждый взгляд, каждый диалог, каждая сцена - проверка на искренность, на подлинность. Мы с Брендоном ругались, собачились много, прежде чем выработали модель общения, своего рода Магна Карту для наших персонажей. Мы не относились к сценарию, как к догме, не Шекспир же его писал, а подлаживали его под себя.

РГ: "Железный человек" - первый в вашей карьере крупнобюджетный блокбастер. А теперь еще один, правда, не фэнтези, а комедия. Ваши ощущения?

Дауни-мл.: Деньги важны, конечно. Их количество. Когда их так величественно тратят. Но главное для меня не это. А та реакция публики, которой я никогда прежде не получал. Дети, подростки изливают мне свои эмоции, восторги. Да и взрослые тоже писают кипятком, ну просто дети.

РГ: Эти новые ощущения влияют на вашу дальнейшую карьеру, на выбор ролей? Самоощущение изменилось? Я смотрел вручение наград MTV - вас приветствовали, как рок-звезду.

Дауни-мл.: Поймите, я же не фокусник, который безуспешно тренировался многие годы, а потом вдруг да и вытащил кролика из шляпы. Я выбирал сценарии по своему разумению, я взрослел, как я надеюсь, от роли к роли. Я вообще уважительно отношусь к опыту, своему и чужому. Успех бывает токсичен и часто является причиной возникновения опасных иллюзий. Я по натуре невротик, бываю импульсивен и эгоистичен, как подросток. Мне не хватает зрелости суждений, и я тогда бегу к отцу, прошу у него совета.

РГ: А фильмы свои пересматриваете?

Дауни-мл.: Да, конечно. Когда есть время. Не сочтите меня пафосным нарциссистом. Но иногда вдруг замечаешь в своих ролях то, что раньше не замечал. Когда мой сын с приятелями записывают песню в гараже, а потом крутят ее по многу раз, ты как бы тоже участвуешь в творческом процессе. Как в театре, где получаешь мгновенное удовлетворение. Чего нет в кино, где все делается так долго и фрагментарно, что нет ощущения целого. Оно возникает только в конце работы, когда уже эмоции на исходе и сил не осталось ни ликовать, ни рефлексировать.

РГ: В "Солдатах неудачи" чувствуется, как вам нравится то, что вы делаете.

Дауни-мл.: А я устал от драмы. От преувеличенных чувств и страстей. Ах, девушка умирает от рака. Ах, сильное землетрясение. Сплошные ахи и охи. Хочется легкости скольжения. Хочется иронии. Предвкушаю удовольствие от "Шерлока Холмса", меня пригласил на главную роль Гай Риччи (изображает британский акцент): "Неужели вы полагаете, сударь мой, что это произошло чуть ли не над вашим ухом и вы ничего не услышали?" Ну что, похоже?

РГ: Очень. Вы берете курсы классического английского?

Дауни-мл.: Я уже репетирую с тем же парнем, который со мной занимался английским произношением на "Чаплине". Хочу, чтобы голос моего Холмса всех поразил. Мне очень импонирует, что Риччи взялся за раннего Холмса, когда тот был боксером и мастером экзотической борьбы баритсу. В фильме будут сцены погони. В общем, смесь психологизма и экшн. Обычно на это денег у продюсеров детективов не хватает. Планочку, обещаю, поднимем, и удовольствие получите по полной программе. Этим летом столько мрачного и темного кино. А мы сделаем светлое и увлекательное.

РГ: А вам не приходилось видеть российскую версию "Приключений Шерлока Холмса"? Русского актера британцы признали лучшим Холмсом в мире.

Дауни-мл.: О боже! Не может быть. Как его зовут?

РГ: Василий Ливанов.

Дауни-мл.: (Стоящей за спиной пиарщице) Запиши обязательно имя и достань диск. Спасибо! Вы спасли мою репутацию!

Кино и ТВ