14.08.2008 04:10
Экономика

В столице Черноземья не утихают рыночные страсти

В столице Черноземья не утихают рыночные страсти
Текст:  Алина Габич (Воронеж)
Российская газета - Черноземье: №0 (4728)
Читать на сайте RG.RU

В качестве одного из основных недостатков воронежских рынков 42 процента опрошенных горожан назвали антисанитарию, а треть - посетовали на тесноту. Но самих торговцев эти два фактора, похоже, не очень-то смущают.

Чтобы понять антирыночные настроения покупателей, достаточно взглянуть на "чрево Воронежа" - главный, расположенный в центре, рынок города. Двухэтажное здание находится в плотном кольце лотков, машин и - что особенно мозолит глаз - замызганных полосатых палаток. Здесь действительно не протолкнуться. Аналогичная картина наблюдается на остальных крупных рынках Воронежа. Всем очевидно, что этот базар пора кончать, однако всякий раз, когда речь заходит о реконструкции рынка или о сдаче его в аренду, торговцы устраивают череду митингов и пикетов. Причины протестных настроений понятны: люди сомневаются, что продекларированные властью благие намерения пойдут на пользу их бизнесу. Распространенная среди коммерсантов "страшилка": вот, мол, построят на месте демократичного рынка "великолепный" торговый центр и арендовать в нем несколько квадратных метров будет не по карману.

Многие предприниматели против любых перемен: их вполне устраивает иметь бизнес в палатке и, когда кто-то пытается ее снести, в ход идут аргументы про семьи и детей, которых надо кормить.

Первая половина августа ознаменовалась митингами торговцев с мясных рядов Юго-Западного рынка, протестующих против его реконструкции. Об этом проекте объявила мэрия: на месте нынешнего сооружения, имеющего статус временного, предполагается построить комплекс трехэтажных зданий площадью около 75 тысяч квадратных метров и парковку на тысячу мест. На время реконструкции предпринимателям предлагают "переселиться" на соседний Купеческий или любой другой рынок: благо, в Воронеже сегодня около 13 тысяч торговых мест, которые заполнены только на 67 процентов.

"Рыночные реформы" - не чья-то прихоть, а требование Федерального закона "О розничных рынках", согласно которому с 1 января 2010 года реализация товара в палатках и киосках будет запрещена, а все универсальные рынки должны перейти под крышу.

Если в 2006 году в Воронеже работало 70 рынков, то теперь осталось 50. Как показывает анализ, только две трети из них имеют возможность обзавестись капитальными строениями.

Аналогичная ситуация складывается с павильонами и киосками - их пытаются убрать с центральных улиц, но дается это непросто. Хозяева временных сооружений - так же, как их коллеги на рынках, - против перемен.

Весьма показательно, что на последнем областном съезде предпринимателей некоторые его участники высказались против строительства супермаркетов, вытесняющих киоски и павильоны: мол, мы много лет "воспитывали" покупателя, проложили к своей торговой точке "караванный путь", а теперь это "раскрученное" место отдают под супермаркеты?! И ни словам о том, что супермаркеты - это цивилизованная торговля, новые рабочие места и высокая добавленная стоимость продукта. К тому же, как справедливо заметил руководитель регионального управления Роспотребнадзора Михаил Чубирко, в киоске, на площади в шесть квадратных метров, невозможно соблюсти все санитарные нормы и правила: "К нам за год поступает около трех тысяч жалоб от потребителей и львиная их доля касается реализации малыми предприятиями продукции опасной для здоровья".

Однако верно и то, что за одной буханкой хлеба, жвачкой или пачкой сигарет неудобно идти в магазин и простаивать там очередь. В городском управлении по предпринимательству и потребительскому рынку обещают, что тонары и киоски не исчезнут как вид - их переместят на межквартальные улицы. На центральных - останется только торговля цветами, печатной продукцией, а также мороженым и напитками.

прямая речь

Ольга Елисеева, руководитель отдела мэрии по развитию рынков:

- Мы ничего не скрываем от предпринимателей и честно говорим: существует федеральный закон и его надо выполнять. Еще есть время, чтобы подумать о будущем трудоустройстве (торговых мест на рынках достаточно) или перепрофилировании бизнеса. Рынки были, есть и будут, но торговля на них станет более цивилизованной: это абсурд, когда на улице в палатке продают нижнее белье или парфюмерию с косметикой.

Товары и цены Воронеж Центральная Россия