15.08.2008 04:00
В мире

Автогиганты США не избежали промышленного кризиса

Автогиганты США не избежали кризиса
Текст:  Николай Паклин
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4730)
Читать на сайте RG.RU

Произошло то, чего и следовало ожидать: финансовый кризис в США перерос в промышленный. Вслед за ведущими банками о своих рекордных убытках сообщили две крупнейшие автомобильные компании "Дженерал Моторс" и "Форд". Для России это известие особенно неприятно, ведь обе автокомпании достаточно широко развернулись на нашем рынке.

В 2007 году "Дженерал Моторс" продал в нашей стране 259 тысяч автомобилей и его доля в российском рынке увеличилась до 9,5 процента. А "Форд" годом раньше стал лидером по продажам среди иностранных брендов.

Убытки "Дженерал Моторс" во втором квартале нынешнего года составили 15,5 миллиарда долларов. В целом же с начала года они достигли 18,7 миллиарда. Даже по американским меркам цифра астрономическая. Этот результат превзошел худшие опасения специалистов. Подобного провала первый в мире производитель автомобилей не знал за всю свою столетнюю историю.Причина дефицита - сокращение продажи автомобилей на 20 процентов. Компания недополучила свыше 38 миллиардов долларов. Биржа тут же отреагировала падением курса ее акций на 7,5 процента.

Одновременно о своих потерях сообщил и "Форд". Убытки этой второй по величине американской автомобильной компании достигли во втором квартале 8,7 миллиарда. Продажа ее машин упала на 15 процентов.

"Американская автомобильная индустрия катится к банкротству" - так прокомментировали эксперты в Нью-Йорке эти провальные результаты промышленной деятельности двух автогигантов. А ведь автомобильная промышленность - один из столпов американской индустрии.

Некоторые американские экономисты сводят "автомобильный кризис" к вздорожанию бензина. Действительно, за последние 6 лет бензин в США подорожал в три раза: с 1,5 до более 4 долларов за галлон (3,78 литра). Американцы, привыкшие к дешевому бензину, в шоке. Изменения в их нравах под воздействием этого бензинового шока за океаном окрестили "культурной революцией". Американцы стали значительно меньше ездить. Администрация автодорог подсчитала, что в мае пробег машин сократился на 9,6 миллиарда километров. Экономить бензин приходится даже полицейским. Многих с патрульных машин пересадили на велосипеды, а то и вовсе обязали патрулировать улицы пешком. Муниципальные власти экономят бензин, в частности, на школьных автобусах. Теперь в школах Техаса, Калифорнии и некоторых других штатов занятия проводятся четыре раза в неделю.

Другой сюрприз - американцы пересаживаются на малолитражки и даже на мотороллеры. Не случайно резко упал спрос именно на мощные вседорожники, которыми особенно гордилась компания "Дженерал Моторс". Теперь их прожорливость американцам не по карману. Компания уже приняла решение закрыть четыре завода, специализирующихся на их выпуске.

Но экономия дорогостоящего бензина - лишь одна сторона дела. Другая - ухудшение материального положения американцев, в том числе принадлежащих к среднему классу, и снижение их покупательной способности. Рост американской экономики замедлился. Пока ее кое- как тянет "дешевый" доллар. Он способствует увеличению американского экспорта. Эксперты сходятся во мнении, что если бы не это обстоятельство, то американская экономика завершила бы первое полугодие на минусовой отметке. Замедление темпов роста обернулось ростом безработицы. До 33 часов сократилась продолжительность рабочей недели. Это значит, что даже работающие стали получать меньше. Дефицит в семейном бюджете не позволил сотням тысяч американских семей вовремя выплатить кредиты по купленным в рассрочку домам. Их выселили. Но освободившиеся таким образом жилища некому покупать. Разразился ипотечный кризис. Банки, не получив назад выданных кредитов, понесли потери. Разразился финансовый кризис. Теперь сокращается число тех, кто в состоянии приобрести новую, тем более дорогую машину. Разразился "автомобильный кризис". А на производстве автомобилей завязаны многие отрасли промышленности. Удар нанесен и по смежникам. По последним данным Нью-Йоркской биржи, прибыль 300 ведущих американских компаний сократилась во втором квартале этого года на 24 процента по сравнению с тем же периодом прошлого года, который выдался отнюдь не самым прибыльным.

По прогнозам экспертов, в ближайшие год-два положение со сбытом машин в США ухудшится. Первоначально предполагалось, что в этом году американский рынок поглотит 15 миллионов новых автомобилей. Теперь называют цифру 13,5 миллиона, а в 2009 году "планируется" продать еще на 2 миллиона меньше. Начатая ведущими автомобильными компаниями реструктуризация производства, то есть переход на выпуск новых, более экономичных моделей, требует не только времени, но и долларовой наличности. По мнению экономиста финансовой корпорации "Стандарт энд Пурс" Роберта Шульца, реструктуризация только усугубит тяжелое финансовое положение производителей автомобилей, так как обернется резким сокращением имеющейся у них наличности.

Сегодня никто не может предсказать, когда экономика США преодолеет трудности или дело кончится Великой депрессией, как случилось в 1929 году. "У меня нет магической палочки-выручалочки", - признался президент США Дж. Буш. Глава Федеральной резервной системы, играющей роль Центрального банка США, Бен Бернанке отметил, что экономический рост замедляется, потребление энергии уменьшается и стране грозит инфляция, которая может парализовать семейные расходы и заблокировать инвестиции. "Американскую экономику ждет множество трудностей", - констатировал главный банкир США.

России отнюдь не безразлично, как складываются дела в американской экономике. Наша страна вложила большие деньги в американские ценные бумаги - облигации. Речь идет по крайней мере о 100 миллиардах долларов. Еще мы являемся крупными кредиторами американского правительства. Пока все идет в США хорошо, за эти вложения можно не беспокоиться. А если грянет гром? Кризис в США рискует обернуться для нас существенными финансовыми потерями. Кроме того, немало американских компаний работает на российском рынке в качестве продавцов и производителей. По опыту известно, что в случае трудностей американцы первым делом сворачивают свою деятельность за рубежом. Интересы партнеров их мало волнуют.

США