Необходимость ликвидации всех мировых запасов боевых отравляющих веществ стала очевидной сразу после окончания Второй мировой войны. Неисчислимые жертвы этой крупнейшей из войн со всей очевидностью показали: если чья-то злая воля или иной рок приведут в действие смертоносные запасы химической отравы, наш земной шар станет пустынным.
Однако потребовались годы, чтобы это понимание реализовалось в виде многостороннего юридически обязывающего договора, предусматривающего уничтожение накопленных запасов химического оружия под строгим международным контролем созданной для этой цели международной организации.
Уникальный документ
Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении (далее - Конвенция о запрещении химического оружия, или КХО) была открыта для подписания на церемонии в Париже 13 января 1993 года. В течение первых же двух дней ее подписали 130 государств, в том числе и Российская Федерация. По истечении шести месяцев после ратификации Конвенции 65 государствами она вступила в силу (такой механизм предусмотрен самой Конвенцией). Ратификация Конвенции указанным количеством государств произошла в октябре 1996 года.
Как показала практика, и через одиннадцать лет после вступления в силу Конвенция о запрещении химического оружия остается уникальным многосторонним соглашением, запрещающим целый класс оружия массового уничтожения, ликвидация накопленных запасов которого осуществляется под строгим и эффективным международным контролем. То, что за годы действия КХО 184 страны мира стали ее участниками, является ярким свидетельством широкой поддержки этого договора. За период существования Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО) проведено свыше 3000 инспекций на более чем 1080 военных и промышленных объектах в 80 странах. Это не просто статистика. Эти цифры показывают, что достигнута одна из основных целей Конвенции - создана эффективная система проверки, которая в долгосрочной перспективе будет выполнять свои задачи по содействию разоружению и нераспространению.
Система проверки является одним из наиболее важных элементов Конвенции. Она предусматривает непрерывное наблюдение на месте за ходом уничтожения химического оружия и систематическую проверку уничтожения бывших объектов по его производству. Контролю подлежат также химические производства веществ - химикатов, которые потенциально могут послужить для изготовления химоружия. Государства - участники Конвенции обязаны обеспечить так называемый режим нераспространения таких веществ, предусматривающий их производство и использование исключительно в мирных целях. Задача проверки промышленности, основанная на наблюдении за данными и инспекциях на месте, - это вторая основная цель ОЗХО, призванная обеспечить нераспространение химического оружия.
Система проверки по Конвенции основывается на объявлениях государств-участников. Каждое государство-участник, присоединившееся к Конвенции, обязано представить в международную организацию первоначальные объявления, а также на ежегодной основе отчитываться о деятельности в национальной химической промышленности. Информация, представляемая государствами-участниками в объявлениях, используется ОЗХО для планирования инспекций, а при их осуществлении она проверяется.
При планировании инспекций учитываются различные уровни риска, который представляют определенные химические вещества - так называемые списочные химикаты, - для предмета и цели Конвенции. Кроме того, учитываются также особенности объекта, где этот химикат присутствует (хранится, уничтожается, производится, перерабатывается или потребляется), т.е. характер деятельности с этим химикатом. Для целей проверки химикаты сведены в так называемые списки. В приложении по проверке Конвенции указаны особые режимы и процедуры проверки для различных категорий объектов, производящих списочные химикаты.
С момента вступления в силу Конвенции каждый объявленный государствами-участниками объект списка 1 получил в среднем 7 инспекций, каждый объявленный объект списка 2 был проинспектирован трижды. По списку 3 было проведено 218 инспекций, что означает, что было проинспектировано 50% всех объявленных и подлежащих инспекциям объектов. Кроме того, 520 предприятий химической промышленности, производящих органические химикаты, также были подвергнуты проверке.
Контроль без перерыва на обед
ОЗХО успешно выполняет свою главную задачу - контроль за соблюдением запрета химического оружия, ликвидацией его запасов, уничтожением или конверсией бывших объектов по его производству и за химической промышленностью. Имеющийся в распоряжении ОЗХО Технический секретариат осуществляет меры проверки, предусмотренные по Конвенции, получает и систематизирует соответствующую информацию. Технический секретариат поддерживает постоянную связь с национальными органами государств-участников по вопросам выполнения Конвенции. Главным инструментом проверки является Инспекторат, который входит структурно в состав Технического секретариата. Эти подразделения комплектуются квалифицированными и хорошо подготовленными сотрудниками, которые непосредственно осуществляют инспекционную деятельность в государствах-участниках.
Все инспекторы ОЗХО являются гражданами государств-участников Конвенции. Как правило, это квалифицированные специалисты в вопросах химического оружия и боеприпасов, химики- технологи, специалисты в области аналитической химии и промышленных процессов. Технический секретариат ОЗХО заблаговременно направляет всем государствам-участникам списки предлагаемых для назначения инспекторов для согласования с предоставлением подробной информации об их квалификации, послужном списке, гражданстве и т.п. Инспекторам, согласованным государством-участником, выдаются многократные въездные/выездные визы, позволяющие беспрепятственно осуществлять инспекционную деятельность. Срок их действия составляет не менее 2 лет. У государства-участника имеется право отвести кандидатуру любого инспектора или сотрудника Техсекретариата ОЗХО.
Дипломатическая неприкосновенность и полная открытость
На период инспекции инспекторы пользуются неприкосновенностью согласно статье 29 Венской конвенции о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 г. Это относится в равной степени к жилым и служебным помещениям, занимаемым инспекционной группой, их документации и корреспонденции. Конвенцией определено, что в ходе инспекционной деятельности члены инспекционных групп не в ущерб своему статусу обязаны уважать и соблюдать законы и постановления инспектируемого государства и не вмешиваться во внутренние дела этого государства.
Инспекционная группа получает подписанный генеральным директором ОЗХО "Мандат на инспекцию", в котором содержатся подробные указания по проведению конкретной инспекции. Численность и состав инспекционной группы могут меняться в зависимости от категории инспектируемого объекта и вида инспекции и составляет от 4 до 10 человек (для систематических инспекций).
Каждое государство-участник определяет специальные пункты въезда в страну. Эти пункты въезда назначаются таким образом, чтобы инспекционная группа могла достичь любого инспектируемого места не более чем за 24 часа после своего прибытия. В Российской Федерации таким пунктом является Москва, аэропорт Шереметьево-2. Инспекционные группы могут доставляться на место как специальными авиарейсами, что широко практиковалось в начальный период проведения инспекций на территории Российской Федерации, так и обычным авиа- или железнодорожным транспортом.
Для проведения инспекций используется специальное инспекционное оборудование (средства индивидуальной защиты, приборы химической разведки, компьютеры, радиостанции, телефоны, факсы, аналитическое оборудование и т.п.), перечень которого утверждается Конференцией государств - участников ОЗХО. Инспектируемое государство-участник имеет право в присутствии членов инспекционной группы досматривать оборудование в пункте въезда и проверять его соответствие конкретному виду инспекции. В отдельных случаях инспектируемое государство-участник может запретить использование того или иного оборудования, если считает, что его использование может нанести ущерб безопасности инспектируемого объекта или если оно не соответствует целям инспекции, не имеет удовлетворительной сопроводительной документации (соответствующее техническое описание, характеристики приборов, их возможности, например, дальность связи радиостанции и т.п.). В этом случае не допускаемые на объект инспекции единицы оборудования изымаются и хранятся в пункте въезда/выезда под двумя печатями до момента завершения инспекции и возвращения инспекционной группы в пункт въезда/выезда.
В нашей стране досмотр оборудования проводится межведомственными группами в специальном зале Национального центра по уменьшению ядерной опасности в Шереметьево-1. По итогам досмотра составляется и утверждается акт досмотра оборудования, который одновременно является разрешением на ввоз указанного инспекционного оборудования на территорию Российской Федерации.
В соответствии со статьями IV и V Конвенции, инспектируемое государство-участник, если оно является обладателем химического оружия, покрывает расходы по проверке объектов, связанных с химическим оружием (бывшие объекты по производству ХО, объекты по хранению и уничтожению ХО). Ежегодные затраты России на международный контроль составляют в настоящее время около 3,0 млн евро.
В случае если Техническим секретариатом ОЗХО инспектируются объекты, не связанные с ХО (объекты химической промышленности), расходы по проверке покрываются из бюджета ОЗХО, в том числе инспектируемому государству-участнику возмещаются затраты за предоставляемые инспекционной группе средства связи, услуги переводчиков, транспорт, рабочие помещения, жилье, питание и медицинское обслуживание.
В период нахождения на территории Российской Федерации для инспекционной деятельности инспекционные группы ОЗХО сопровождают российские группы сопровождения. Они формируются и утверждаются национальным органом Российской Федерации по выполнению Конвенции. Руководитель группы сопровождения на период инспекции является официальным представителем Российской Федерации. На этот период ему придаются особые специальные полномочия. Группы сопровождения в ходе инспекции оперативно решают служебные, организационные, технические, бытовые и культурные вопросы. Любые контакты инспекционной группы с представителями инспектируемого объекта, населения, СМИ осуществляются исключительно через группу сопровождения.
По прибытии инспекционной группы на место инспекции и до ее начала руководство объекта проводит подробный инструктаж об объекте, о проводимой на нем деятельности, о мерах безопасности, организации быта и работы. Инструктаж по мерам безопасности доводится под роспись до каждого инспектора. Перед началом инспекции проводятся дополнительные тренировки по использованию средств индивидуальной защиты.
По завершении инспекции инспекционная группа передает представителям инспектируемого государства-участника свои предварительные фактологические выводы, изложенные в письменном виде. В десятидневный срок после завершения инспекции инспекторы подготавливают окончательный фактологический доклад об инспекции. Он незамедлительно предоставляется государству-участнику на рассмотрение. Не позднее чем через 30 дней после инспекции окончательный доклад с замечаниями инспектируемого государства-участника (если таковые имеются) предоставляется генеральному директору Технического секретариата.
Большая часть инспекционной деятельности - около 85% инспекций - осуществляется на объектах, связанных с химическим оружием. На объектах, где уничтожается химическое оружие, постоянно присутствуют инспекторы, меняясь на ротационной основе. Срок пребывания инспектора на объекте не превышает 42 дней. Контроль за уничтожением химического оружия осуществляется круглосуточно, личным присутствием инспекторов на объекте уничтожения и с помощью специальной аппаратуры. Проверяются и объекты, где хранится химическое оружие. Так, например, в 2006-2007 гг. на объектах в Российской Федерации было проведено более 50 инспекций для проверки уничтожения химического оружия, а также 12 инспекций по проверке объектов по его хранению. Регулярно проводятся также инспекции для проверки уничтожения бывших объектов по производству химического оружия или конверсионной деятельности на них и объектов химической промышленности. За весь период действия Конвенции для Российской Федерации на территории страны побывало более 300 инспекционных групп ОЗХО с целью проверки объявленных в рамках КХО объектов. При этом инспекции подвергалось от 1 до 6 объектов (т.н. последовательные инспекции). Кроме того, за указанный период было проинспектировано более 30 объектов гражданской химической промышленности, интенсивность проверки которых год от года возрастает. По данным организации, к настоящему моменту годовой объем инспекционной деятельности в году достиг 25 тысяч инспекторо-дней, то есть 380 инспекций в год. Масштабы инспекционной деятельности ОЗХО в целом впечатляют. Как отметил генеральный директор Технического секретариата ОЗХО Рохелио Пфиртер, за годы своего существования Конвенция доказала свою жизнеспособность и стала международной юридической нормой. Неоспоримое достижение ОЗХО - это прежде всего создание практического, жизнеспособного и очень строгого режима проверки, который применяется во всем мире.
Последняя международная инспекция была проведена в период с 12 по 16 мая 2008 года на объекте химической промышленности в Казани, Республика Татарстан. Международные инспекторы ОЗХО по результатам проверки подтвердили в полном объеме правильность российских ежегодных объявлений и отметили высокий профессионализм персонала объекта, качественное обеспечение и поддержку инспекционных мероприятий со стороны Российской Федерации.
Досье "РГ"
По степени риска быть использованными в рамках деятельности, запрещаемой по Конвенции, химикаты включены в список 1, 2 или 3. Химикаты списка 1 представляют большой риск и поэтому подлежат систематической проверке. Это, как правило, токсичные химикаты, которые разрабатывались, производились, накапливались или применялись в качестве химического оружия и которые практически не используются в целях, не запрещаемых Конвенцией. Они подпадают под очень жесткие ограничения. Совокупное количество химикатов списка 1, произведенных, изъятых из запасов химоружия или полученных от других государств-участников для целей, не запрещаемых КХО, в любое определенное время, в любом году должно составлять не более 1 тонны. На производство, переработку или потребление этих химикатов внутри государств-участников распространяются жесткие лицензионные требования и ограничения. Их запрещено передавать государствам, не являющимся членами Конвенции.
К списку 2 относятся токсичные химикаты, являющиеся исходными компонентами или участниками промежуточных реакций при синтезе какого-либо химиката списка 1, но которые одновременно могут использоваться также в качестве составляющих при производстве товаров мирного назначения. Эти химикаты представляют значительный риск, и поэтому объекты списка 2 подлежат первоначальным и последующим инспекциям.
Химикаты списка 3 представляют потенциальный риск, так как они могут использоваться для производства химикатов списка 1 или 2. Однако эти химикаты, как правило, широко применяются в гражданской химической промышленности. Объекты списка 3 произвольно выбираются для инспекций.
Кроме того, проверке на случайной (выборочной) основе подлежат также любые химические производственные объекты, где осуществляется производство органических химикатов.