15 августа с краткосрочным визитом в Россию прибывает канцлер Германии Ангела Меркель. В Сочи она проведет переговоры с президентом Дмитрием Медведевым. О целях визита и состоянии российско-германских отношений "РГ" беседует с руководителем русской онлайн- и радиоредакции Deutsche Welle Инго Маннтойфелем.
Российская газета: В чем, на ваш взгляд, заключается особенность предстоящего визита канцлера Ангелы Меркель в Сочи? Какое влияние окажет конфликт в Южной Осетии на ход встречи?
Инго Маннтойфель: Конфликт вокруг Южной Осетии окажет большое влияние на ход переговоров Ангелы Меркель с Дмитрием Медведевым. Канцлер Германии с самого начала добивалась решения конфликта мирным путем. Отношение к самому кризису со стороны немецкого правительства в первые дни военных действий было неоднозначным.
С одной стороны, Берлин расценивал наступление грузинских войск как безответственный поступок. Этого мнения, в частности, придерживаются представители СДПГ. С другой стороны, часть представителей правящих партий придерживаются мнения, что Россия действует в этом конфликте не нейтрально. Это политики, которые входят в партию ХДС, председателем которой является Меркель.
Я считаю, что после окончания конфликта в немецкой политике у президента Грузии Михаила Саакашвили впредь будет меньше сторонников. Однако надо отметить, что и Россия от этого не выиграла. Критика в Германии относительно российской политики усилится.
РГ: Какие еще темы станут, на ваш взгляд, предметом переговоров?
Маннтойфель: Кризис на Кавказе станет, безусловно, определяющей темой предстоящих переговоров. Я думаю, что немало внимания будет уделено ситуации вокруг иранской ядерной программы. Однако основной темой для обсуждения станет укрепление германо-российских отношений. В Сочи Медведев и Меркель встретятся в третий раз с момента вступления Медведева в должность президента России. Это показатель того, что отношения между нашими странами воспринимаются руководством обоих государств как очень важные.
РГ: Какие направления сотрудничества России и Германии кажутся вам наиболее перспективными?
Маннтойфель: Идея министра иностранных дел Германии Франка-Вальтера Штайнмайера о "партнерстве по модернизации" России, на мой взгляд, - это правильный политический путь.
Тем самым будут объединены цели президента России Дмитрия Медведева и премьера Владимира Путина модернизировать Россию в увязке с экономическими интересами Германии. А также с желанием немцев видеть Россию демократическим правовым государством с европейскими ценностями. При этом Германия может помочь реформировать правовую систему России, модернизировать управление и развить частную экономику.
РГ: Каковы перспективы развития российско-германских отношений? Как бы вы оценили их сегодняшнее состояние?
Маннтойфель: Я считаю, что германо-российские отношения довольно противоречивы. С одной стороны, между двумя государствами налажены интенсивные отношения: осуществляется значительный экономический и торговый обмен. К тому же в немецкой политике существует убеждение, что тесное сотрудничество с Россией плодотворно как для Германии, так и для всего Европейского союза.
Но при этом среди политиков существует некое недопонимание российской внешней и внутренней политики. Это одна из причин, почему германо-российские отношения остаются все еще очень хрупкими и уязвимыми. Хорошие экономические отношения - это, безусловно, один из важнейших векторов сотрудничества между Германией и Россией.
На мой взгляд, одного экономического аспекта еще недостаточно для того, чтобы создать прочную основу для взаимодействия России и Германии. Необходимо, чтобы обе стороны были готовы выслушать аргументы друг друга и понять их. Восприятие странами проблем в мире иногда отличается друг от друга.
РГ: Несмотря на дружественный характер отношений между Берлином и Москвой, в их ткань подчас вплетаются нотки раздражения.
Маннтойфель: Именно это я и имею в виду, когда говорю о недопонимании. В Германии многие не понимают, почему Россия так страшится вступления Украины в НАТО. Но и в России мало кто понимает, что военные действия в Грузии беспокоят Европу и тем самым Германию.
При таких обстоятельствах становится ясным, почему некоторые европейские политики разыгрывают украинскую карту в отношениях с Россией. К тому же Германия, Европа и НАТО не могут наложить вето на вступление в альянс какой бы то ни было страны. Если же этого требует Россия, то тем самым она ставит под вопрос суверенный статус Украины, а также других стран - членов НАТО.
РГ: Один из очень важных приоритетов в нынешней внешней политике Германии - укрепление отношений с Соединенными Штатами. Может ли, по-вашему, этот фактор повлиять на дальнейшее сотрудничество между Москвой и Берлином?
Маннтойфель: Отношения между Германией и США действительно значительно охладились за время пребывания Джорджа Буша на посту президента США. Изменения в мировой политике за последние восемь лет отдалили США и Европу друг от друга. Но у германо-американских отношений прочная институциональная основа и многолетний опыт взаимодействия. На мой взгляд, очень многие российские аналитики не обращают внимания на этот важный аспект.
Я ожидаю некоторого улучшения отношений между США и Германией в следующем году вне зависимости от того, кто станет новым президентом США. Это, безусловно, повлияет и на отношения Германии и Европы с Россией. Но главной проблемой все же останется вышеупомянутое недопонимание.