15.08.2008 07:20
Власть

Сегодня подводят итоги первых 100 дней правительства Владимира Путина

Сегодня исполняется 100 дней правительства Путина
Текст:  Пьер Сидибе
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4730)
Читать на сайте RG.RU

Сто дней правительства Владимира Путина с легкостью делятся на до и после 8 августа. Однако этот водораздел не столь четкий, как в президентстве Медведева.

Да, как и вся страна, Белый дом столкнулся с реальным боем у южных рубежей. Да, Путин вынужден был высказываться против агрессии и заявлять о "масштабном цинизме" Запада. Одновременно на Краснопресненской набережной в экстренном режиме разработали план помощи беженцам и послали набитые продовольствием и медикаментами колонны в Южную Осетию, чтобы предотвратить гуманитарную катастрофу.

Но говорить резкие слова для Путина, как премьера, не ново. В 1999 году он полюбился большинству россиян именно этой своей решительностью. Тогда была война в Чечне, не слишком популярный президент Ельцин, дешевая нефть и почти отсутствующий золотовалютный запас. Так что второе премьерство - не только с той точки зрения, что для него уже все не ново, но и учитывая макроэкономичекую конъюнктуру, дается Путину куда легче. И сейчас действия руководства России, согласно опросам, поддерживает подавляющее большинство. Внешний враг-2008, как и внутренний 1999 года, вновь консолидировал страну.

Восьмого мая в Госдуму приехали новоизбранный президент и тогда еще "безработный" Путин, которого задолго до утверждения уже окрестили сильным премьером. За 100 дней ничего не изменилось: позиции председателя правительства только усилились, а с ним возрос и удельный вес Белого дома, главного исполнительного органа государства. Конечно, лето не самое лучшее время для подведения итогов деятельности. Особенно когда новая структура кабинета министров только сформирована.

То, что было интересно Путину-президенту, стало активными функциями премьера Путина. Безусловно, политического премьера. Впрочем, сильный политический премьер - это не большая новость даже для новой России (вспомнить хотя бы Примакова или позднего Черномырдина). И партийный премьер уже встречался - тот же Черномырдин с "Нашим домом - Россия". Однако НДР абсолютно несопоставима с "Единой Россией" ни по численности, ни по амбициям. Будучи руководителем партии и не являясь ее членом, Владимир Путин обеспечил беспрепятственное прохождение правительственных законопроектов через Госдуму. Правда, никого из "единороссов" Путин не взял в свое правительство. Может быть, поэтому партия власти занялась чисткой рядов и подготовкой новых кадров.

Новый премьер сразу создал президиум правительства, который более оперативен, нежели тяжеловесный кабмин. В президиум вошли в том числе силовые министры и глава МИД. Они теперь отчитываются не только перед президентом, как это было принято раньше, но и перед премьером. Сама же структура правительства представляет собой достаточно сложную мозаику: фактически все отвечают за все. Например, министру финансов Кудрину премьер поручает следить за тем, как ФАС разрабатывает антимонопольное законодательство, хотя это также входит в компетенцию первого вице-премьера Игоря Шувалова. В такой ситуации правительство фактически становится органом "ручного управления": единственный, кто в случае межведомственных споров может вынести решение, - это Владимир Путин. Конечно, ему не привыкать к такому положению дел. Все восемь лет его президентства страна функционировала именно в таком режиме. Но не исключено, что со временем, а может, совсем скоро, весьма громоздкая структура снова претерпит изменения.

Вопреки прогнозам Медведев и Путин достаточно быстро разграничили сферы деятельности. Борьба с коррупцией и реформа судов - прерогатива президента, тогда как премьер занимается "чистой" экономикой. Правда, внешняя политика консолидирует усилия обоих, особенно в свете последних событий.

В пору предвыборной кампании Дмитрием Медведевым был заявлен либеральный курс, в том числе экономический. Выступая перед депутатами 8 мая, Путин в основном подтвердил тезисы нового президента. Впрочем, программу своего премьерства Путин определил еще на февральском Госсовете, когда выступил с многообещающей "Стратегией-2020". Менее двенадцати лет осталось до воплощения амбициозных задумок, а пока уже многое за минувшие сто дней сделано, хотя и на бумаге. Регистрация малого бизнеса поменяет в следующем году разрешительный характер на заявительный, отменены лицензирование многих видов деятельности и обязательная сертификация тысяч товаров и услуг. На Краснопресненской набережной значительное внимание уделили и лелеемой Медведевым инновационной экономике: увеличили финансирование федеральных целевых программ, а за нанотехнологии ответственным назвали не только специально созданную госкорпорацию, но и минобрнауки (опять же все отвечают за всё).

Как полагается, социалка не осталась без внимания. В трехлетнем бюджете расходы на образование, здравоохранение, выплату пенсий прирастают десятками миллиардов рублей. У бюджетников с 1 декабря этого года появится новая система оплаты труда: размер заработка станет зависеть от качества предоставляемых услуг; на 1 января 2009 года "назначена" реформа МРОТ, который сравняется с прожиточным минимумом, и, наконец, увеличение фонда заработной платы на треть в текущем году.

В то же время неожиданно всплыло "дело "Мечела", и из-за резких заявлений премьера по поводу неблаговидной деятельности горнодобывающей компании обвалились фондовые биржи. Эксперты, правда, вздохнули: слава богу, на этом все и закончилось, в "Мечеле" нет политики. Но тем не менее российские компании потеряли в своей капитализации миллиарды долларов, а инвестиционный климат ухудшился. Владимир Путин поручил разработать такое антимонопольное законодательство, чтобы ценовые сговоры иначе как смертным грехом не считались. Честные, прозрачные и абсолютно одинаковые для всех правила - с этим лозунгом правительство зашло на рынок и планирует там закрепиться в качестве "видимой руки".

Еще будучи президентом, Владимир Путин начал проявлять активность в делах экономики, выучил маршруты нефте- и газопроводов и прекрасно овладел углеводородной терминологией. Оно и понятно, нефть и газ - то, без чего немыслима и путинская, и медведевская Россия. Созвав совещание в Северодвинске, премьер первым делом снизил налоговую нагрузку на отрасль, что, по его словам, позволит нефтяникам каждый год получать дополнительно 130-140 миллиардов рублей. Речь даже зашла о предоставлении налоговых каникул в виде нулевой ставки НДПИ.

Но главное, чего еще не удалось сделать ни одному российскому правительству, - это побороть инфляцию. Несмотря на то, что уже не первый год Белый дом планирует загнать ее в коридор однозначных цифр, рост цен не только не уменьшается, но серьезно увеличивается. По мнению аналитиков, инфляция к концу 2008 года составит 13 процентов, уточненный прогноз минэкономразвития гласит об 11,8 процента. Над сведением этой проблемы к однозначному показателю однозначно предстоит работать путинскому правительству. Как и над ростом реальных, не по таблицам Росстата, а по мнению граждан, доходов.

Госуправление Председатель Правительства