15.08.2008 04:10
Экономика

Почему в иркутских супермаркетах нельзя купить все и сразу

Почему в иркутских супермаркетах нельзя купить все и сразу
Текст:  Екатерина Вострикова (Иркутск) Лариса Егорова (Омск) Евдокия Крюкова (Барнаул) Наталья Решетникова (Новосибирск)
Российская газета - Прибайкалье: №0 (4730)
Читать на сайте RG.RU

Иркутяне вполне освоили западную привычку в выходные делать покупки на всю неделю. Вот только приобрести все необходимые продукты нужных, особенно,  местных марок в одном супермаркете у нас не получается. Почему так происходит, выясняла корреспондент "РГ".

В Иркутск пришла мода на плату за вход в торговые сети? Условия, выставляемые магазинами, неподъемны для местных производителей?

- Скорее наоборот, местные производители диктуют условия супермаркетам, - считает Валентина Золотухина, исполнительный директор консалтингового агентства, тесно сотрудничающая с торговыми сетями Иркутска. - Областной центр  заметно отличается от Москвы или, скажем, Новосибирска тем, что наши сети супермаркетов невелики -15-20 магазинов - и значительного влияния каждый из них по отдельности на рынок не оказывают. Зато брэнды местных крупных производителей продуктов имеют высокий кредит доверия у покупателей - они узнаваемы, любимы, пользуются неизменно высоким спросом и занимают значительную долю рынка в своих нишах. Их предпочитают федеральным маркам. Поэтому наши поставщики могут себе позволить капризничать, выбирая сети и требуя от них специальных условий. Они могут обходить вниманием те магазины, которые, по их мнению, выдвигают неприемлемые сведения. А продавцы вынуждены идти им навстречу, понимая: если на прилавках не будет той или иной марки, покупатели просто перестанут ходить в данный магазин.

Не так давно одна из крупных сетей магазинов самообслуживания столкнулась недовольством потребителей по поводу отсутствия молока и майонеза местного производителя.

- Кроме того, практически все местные производители имеют собственные торговые сети, которые работали еще до открытия супермаркетов. Эти магазин хорошо знает потребитель, их число растет с каждым годом. Поэтому тому же молокозаводу или хлебокомбинату важнее не присутствие в магазине, а цена входного билета на полку, - продолжает Валентина Золотухина.

Сами производители отчасти подтверждают, что ситуация в Иркутске именно такая. Однако, по их мнению, препоны со стороны супермаркетов тоже имеются.

- Да, мы не стремимся работать с супермаркетами, - подтверждает замдиректора по производству и продвижению СХПК "Усольский свинокомплекс" Александр Субботин. - Нас не устраивают те условия сотрудничества, которые они предлагают. Например, мы всегда работаем по предоплате, только самым давним, самым надежным партнерам идем навстречу. А эти сети хотят рассчитываться после реализации, а потом еще возвращать непроданный товар. Кроме того, у них чрезмерно жесткие условия поставки - не успел подвезти товар к установленному времени, например с 10 до 10-30 утра, все, тебя разгрузят только в конце очереди. А ведь нам везти продукцию за 80 километров, мало ли что случится в дороге.

К тому же, возмущаются производители, супермаркеты требуют денег за приоритетную выкладку товара. Или вообще предлагают: "Хочешь красиво лежать, устанавливай свою витрину".

Мелкие производители, того же пакетированного молока, вообще отмечают, что не рассматривают Иркутск как главный рынок сбыта. Их продукция - скоропортящаяся, поэтому ее надо реализовать буквально за несколько часов. Сегодня  это возможно лишь в ближайших от хозяйства городках и поселках, либо в "приторгованных" небольших точках, вроде магазинов шаговой доступности.

По мнению специалистов, такая ситуация в Иркутске сохранится еще несколько лет - пока не придут крупные федеральные сети супермакетов, с совсем другим размахом и огромными ресурсами. Либо пока не обострится конкуренция, причем со стороны не всероссийских марок, а своих же "земляков", или соседей - из Бурятии и Красноярска. Первые шаги в этом направлении уже наблюдаются.

А как у соседей?

Омск

По оценкам специалистов, в общей массе продуктов питания товары омских производителей занимают четверть. И вряд ли  в ближайшее время их станет больше.

- В супермаркетах действует своеобразная система расчетов с поставщиками, - сообщил корреспонденту "РГ" директор одного из молочных заводов Олег Грибов. - Мы, например, сдав продукцию сегодня, деньги за нее получим не раньше, чем через месяц. Небольшим предприятиям трудно найти оборотные средства, чтобы залатать такую финансовую дыру. Поэтому приходится отдавать товар в мелкую розницу.

- Чтобы поставлять продукты питания в крупную торговую сеть, необходимо "купить полку". Обходится она в несколько сотен тысяч рублей. Многим местным производителям такой "вступительный взнос" не по карману, - поясняет президент регионального союза делового сотрудничества предприятий торговли Борис Сватков.
 
Впрочем, у сетевиков есть этому свое объяснение.

- Входной ценой мы отчасти регулируем выбор поставщиков, - пояснил начальник отдела по связям с общественностью крупной сети магазинов Илья Танитовский. - Но это не значит, что тот, кто больше заплатил, получит место. Ведь успешной торговле сопутствует хорошая репутация товара. Поэтому у нас работает ассортиментный комитет. Он решает, какой продукт появится в магазине, а какой нет. К тому же часть вступительного взноса расходуется на продвижение товара.

Но, по мнению молочников, сетевики просто не хотят связываться с местной продукцией, ведь это товар скоропортящийся. А вот с привозными продуктами проблем нет, поскольку они напичканы консервантами и могут храниться до полугода.

Новосибирск

У местных производителей накопилась масса претензий именно к крупным торговым сетям. Прежде всего, речь идет о долговременной отсрочке платежей за отгруженный товар, больших штрафах (размер которых ритейлеры устанавливают сами), несогласованности ценовой политики, требовании скидок на базовую себестоимость товара, возврате нереализованной продукции без объяснения причин, несоблюдении условий хранения. Практически в каждой крупной торговой сети установлены вступительные взносы для поставщиков, средний размер которых достигает 60 тысяч условных единиц.

Начальник областного управления пищевой и перерабатывающей промышленности Валерий Петляковский считает: федеральные торговые сети в большинстве своем игнорируют местных производителей, поэтому те испытывают трудности с реализацией продукции. По его данным, невостребованными остаются 125 тонн мясных изделий, 700 - масла, 200 - сыров, 1000 - сухого цельного молока, хранящиеся на складах новосибирских предприятий.

Конечно, можно предположить, что эта продукция не пользуется спросом. Но как тогда объяснить, что на новосибирских рынках выстраиваются очереди за "местными" колбасой, сосисками, сырами, маслом?

- Если мы и дальше не будем пускать товаропроизводителей в торговые сети, наших пищевиков ждет коллапс. Власти должны незамедлительно принять меры, чтобы поддержать местных производителей, выпускающих качественную продукцию, - убежден Валерий Петляковский.

Барнаул

Сети зачастую стремятся получить прибыль независимо от объема продаж, требуют от производителей оплаты мест на полках - так называемых входных билетов и бонусов. Представитель одной из крупных торговых сетей Барнаула на условиях анонимности рассказал, что еще не так давно бонусы составляли от 30 тысяч до 1,5 миллиона рублей в зависимости от товара и категории магазинов. Сетевики не гнушались брать заведомо неходовой товар, получая годовой бонус, а если продукция не продавалась, то уже через три месяца снимали ее с полок и возвращали поставщику, а то и просто выбрасывали.

Иван Зырянов, директор крупного тепличного комплекса говорит, что с крупными сетями работать невозможно:

- Своими торговыми накрутками сетевики и крупные магазины делают товар не конкурентоспособным, да еще и не указывают наименования производителя. Нас вынуждают открывать фирменные торговые точки, но это не выход.

Представители крупных торговых компаний заявляют, что местные производители не прилагают усилий, чтобы популяризировать свою продукцию.

- Иногда достаточно поменять упаковку, немного поработать над качеством или изменить ассортимент, чтобы товар "пошел", - считает директор брендингового агентства  Александр Франц, - но производители не хотят меняться.

По мнению председателя комитета по потребительскому рынку и услугам администрации Барнаула Бориса Шелякова, в этом споре производителей и продавцов не вполне честны обе стороны. Чиновники стараются помочь местным производителям найти общий язык с торговыми компаниями. Но, несмотря на все попытки местных властей, присутствие алтайской продукции в крупных супермаркетах продолжает снижаться.

Товары и цены Иркутск Восточная Сибирь