15.08.2008 04:00
Власть

На Дальнем Востоке назревает очередной политический скандал

Японский премьер стоит перед выбором
Текст:  Всеволод Овчинников
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4730)
Читать на сайте RG.RU

Каждый год накануне 15 августа политическая атмосфера Японии накаляется до предела. Разразится ли в стране, и особенно у азиатских соседей - китайцев и корейцев, очередной скандал по поводу посещения главой правительства храма Ясукуни, который принято считать алтарем японского милитаризма?

Прежде всего поясню, что 15 августа 1945 года император Хирохито объявил о согласии Японии капитулировать на условиях Потсдамской декларации. Акт об этом был подписан 2 сентября на борту линкора "Миссури".

Дата окончания войны - оправданный повод почтить память тех, кто погиб на поле брани. Но еще в предвоенные годы синтоистский храм Ясукуни был превращен в святилище японского милитаризма. Туда помещали таблички с именами тех, кто пожертвовал собой ради божественного предназначения Страны восходящего солнца: "Собрать восемь углов мира под одной крышей". Этот девиз мифического императора Дзимму, который считается основателем доныне правящей династии, использовался как идеологическая основа создания колониальной империи под вывеской "Великой сферы сопроцветания Восточной Азии".

Подчеркну, что в отличие от Бронзового солдата, который стоял в Таллине, храм Ясукуни - не место захоронения, а место поминовения тех, кто погиб на войне. Ныне там насчитывается 2 миллиона 450 тысяч табличек с именами павших. Но политическим динамитом оказалось принятое ровно 30 лет назад, в 1978 году, решение хранить в Ясукуни и таблички с именами четырнадцати главных военных преступников, включая премьер-министра Тодзио, казненных по приговору Международного трибунала.

При наличии этих одиозных имен в поминальном списке посещение храма Ясукуни 15 августа действующим главой правительства можно трактовать как оправдание официальным Токио злодеяний японского милитаризма. Именно такой отклик вызывают эти визиты у китайского и корейского народов.

Пекин и Сеул выступили с официальными протестами по поводу посещения храма Ясукуни премьер-министром Накасонэ в 1985 году. Китайско-японские и корейско-японские отношения после этого надолго ухудшились. Демонстративно часто посещали храм Ясукуни премьер-министры Коидзуми и Абэ, не скрывая намерения подготовить японскую общественность к пересмотру "пацифистских положений" послевоенной конституции. В частности, статьи 9, по которой Япония навечно отказалась от войны как суверенного права нации и от создания собственных вооруженных сил.

Что же касается нынешнего премьер-министра Фукуды, то он высказался на сей счет весьма осторожно: "Если соседям что-то не нравится, лучше этого не делать". Возобладает ли здравый смысл на сей раз? Ведь поминать в годовщину капитуляции военного преступника Тодзио - значит для японского народа отвергать уроки истории.

Внешняя политика История Китай Япония Северная Корея