18.08.2008 07:00
Экономика

Проект бюджетной стратегии до 2023 года предполагает увеличение налогов

На этой неделе проект бюджетной стратегии до 2023 года поступит в правительство
Текст:  Татьяна Зыкова
Российская газета - Столичный выпуск: №0 (4730)
Читать на сайте RG.RU

В 2010 году средняя прибавка трудовой пенсии составит 940 рублей. Ее получат почти 38 миллионов граждан. С этого времени пенсии будут ежегодно расти, чтобы начиная с 2012 года никогда больше не отставать от средних зарплат в экономике.

Об этом сообщил журналистам вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин. Он собрал нас вечером в пятницу и более трех часов рассказывал о ключевых параметрах долгосрочной бюджетной стратегии до 2023 года.

В ближайшие дни главный финансовый 15-летний план государства поступит в правительство. Ожидается, что вокруг него развернется крайне жесткая дискуссия. Видимо, поэтому министр финансов решил лично представить его прессе.

А поспорить будет о чем. По расчетам минфина, достигнуть социального благополучия, направить существенные финансовые потоки на развитие здравоохранения и образования можно только за счет радикальных мер. Из самых неприятных - увеличение налогов, в том числе на физических лиц - работающих граждан после 1967 года рождения.

Нефтяные деньги на исходе

"Страна стоит перед чертой, за которой улучшение жизни старшего поколения, достойная система здравоохранения и образования. Но это потребует усиления налогового бремени", - подчеркнул Кудрин. Иначе, по его словам, одна только пенсионная система "съест" весь бюджет.

Федеральная казна может столкнуться с дефицитом уже в 2014 году. По словам главы минфина, главный вызов для финансовой системы государства на грядущее 15-летие - уменьшение нефтегазовых доходов, за счет которых страна жила последние десять лет. А также дефицит пенсионной системы, связанный с демографической ситуацией.

Помимо неизбежного снижения мировых цен на нефть и газ ожидается, что из-за "выхода в тираж" старых выработанных месторождений и расширения территорий, на которых будут установлены налоговые каникулы, доля добычи газа в ВВП сократится на 28 процентов, а нефти - на 7 процентов.

Таким образом, способность сырьевых скважин подпитывать доходы бюджета будет практически исчерпана. По прогнозу минфина, это произойдет уже через четыре года.

По сравнению с 2007 годом в 2012 году нефтегазовые доходы с 8,8 процента ВВП упадут до 5,7 процента, а к 2023 году и вовсе "усохнут" до 3,1 процента. А тем временем население продолжит стареть. Через несколько лет число пенсионеров в стране, рожденных в 1950-х годах, увеличится, а число работающей молодежи уменьшится. И, естественно, сократится количество социальных налоговых платежей, из которых, как известно, складывается всеобщая пенсионная заначка.

Обозначив эти проблемы, Алексей Кудрин пояснил: "Наша задача не только повысить пенсии, но и удерживать их на постоянном высоком уровне. Это с одной стороны. А с другой - бизнес требует от правительства снижать налоги. Но давайте трезво оценим ситуацию. Возможно ли одновременное существование таких двух параллельных миров?" Впрочем, на этот вопрос Кудрин поспешил ответить сам: "Нет!"

Для убедительности подчеркнул, что в России сегодня по сравнению с развитыми странами Западной Европы и даже государствами с переходной экономикой налоговая нагрузка самая щадящая. Например, у нас социальные платежи составляют 12,5 процента ВВП, а у них - 15-28 процентов. Подоходный налог в России - менее 4 процентов ВВП, в других странах - 5-10 процентов. По словам вице-премьера, везде в мире по мере роста ВВП на душу населения, то есть подъема благосостояния населения, повышения требований к охране здоровья и образованию, растут и налоги. "Это неизбежная тенденция, связанная с ростом расходов государства на поддержку качественного уровня жизни", - заключил глава минфина.

Налог на старость

Судя по представленным расчетам, минфин в пополнении пенсионной копилки сделал выбор в пользу дальнейшего совершенствования эффективной ставки единого социального налога (ЕСН), уплату которого предполагается частично разделить между работодателями и работниками. Кстати, осведомленные источники на прошлой неделе сообщили, что в минздравсоцразвития также возлагают большие надежды на препарирование ЕСН. И готовят для обсуждения в правительстве свой вариант его "разделки", намереваясь увеличить к 2010 году максимальную ставку ЕСН с нынешних 26 до 32 процентов.

У минфина - свой вариант. Сохранить нынешнюю ставку ЕСН в 26 процентов, но при этом с 2010 года "вернуть" доходы от него в дореформенный 2005 год, когда ставка составляла 35,6 процента. Речь в данном случае идет о довольно хитроумной комбинации. Формировать взносы на обязательное страхование работников минфин планирует по специальной шкале, основанной на индексации зарплаты. Это позволит в ближайшее время увеличить налоговое бремя, не поднимая базовую ставку ЕСН. Кудрин напомнил, что, несмотря на существенный рост зарплат, индексация шкалы также не проводилась три года, когда она и была введена вместе со снижением максимальной ставки ЕСН. Если проиндексировать шкалу, как предлагает минфин, то эффективная ставка 2005 года восстановится и фактически вернется налоговое бремя по ЕСН, которое было у предприятий три года назад, пояснил Кудрин. По планам минфина, с 2010 года шкала, по которой взимается ЕСН, почти в 4 раза увеличит пороговые значения. Например, для работника, который получает до 1 миллиона 100 тысяч рублей в год, она составит 26 процентов. В диапазоне от 1 миллиона 100 тысяч до 2 миллионов 300 тысяч рублей - 10 процентов, а для получающих свыше 2 миллионов 300 тысяч - 2 процента. Впрочем, этих средств, по словам министра финансов, все равно не будет хватать из-за растущего числа пенсионеров. Поэтому максимальную ставку самого ЕСН после 2020 года придется увеличивать с нынешних 26 до 29 процентов. Обрисовав ситуацию в арифметических деталях, Кудрин грозно предупредил, что если оставить ЕСН как есть, то средняя пенсия к 2023 году едва ли будет больше 12 процентов от средней зарплаты. То есть она не только не вырастет, но и упадет.

Но на этом реформа ЕСН, по планам минфина, не завершится. Министр напомнил, что сегодня работодатели перечисляют 6 процентов ЕСН в Пенсионный фонд. В новой бюджетной стратегии предложено облегчить для них это бремя и переложить половину (3 процента) уплаты пенсионной части ЕСН на работников - будущих пенсионеров. Тем самым вовлекая последних в сознательное обязательное накопление собственных пенсий. В этом случае 3 процента ЕСН, направляемые работодателями на накопительные пенсионные счета, по задумке минфина пошли бы на выплату действующих пенсий. А накопительные счета будущих пенсионеров формировались бы с зарплаты самих работников, а не от фонда оплаты труда предприятия, как платится ЕСН сегодня. То есть к 13 процентам подоходного налога, который отчисляется из зарплат, добавится еще "допвзнос" в 3 процента на собственную пенсию. Правда, как сказал Кудрин, его предполагается "отщипнуть" не от всех зарплат, а только от тех, которые получают люди после 1967 года рождения и начиная с 1 миллиона 100 тысяч рублей в год. Это новшество затронет несколько десятков миллионов граждан.

Неприятные налоговые сюрпризы с 2013 года приготовил минфин и для работодателей тех отраслей, в которых работники имеют право на досрочное получение профессиональных пенсий, то есть с 45 лет и ранее. Речь идет об огромной трудовой армии - шахтерах, химиках, летчиках, металлургах. Минфин предлагает отменить выплаты из бюджета профессиональных пенсий, а всю нагрузку переложить на работодателей, соответственно увеличив в этих отраслях ставки налоговых отчислений. "Зато со всех остальных налогоплательщиков такая обязанность будет снята", - заметил министр.

Впрочем, если это предложение пройдет, то правительству придется заново пересмотреть громадный список профессиональных пенсий, что подтвердил и глава минфина. "Перечень не пересматривался с 1947 года, - уточнил он, добавив, что "условия с тех пор изменились, и потребуется тщательная инвентаризация профессий". К тому же в планах минфина с 2010 года использовать для пенсий средства Фонда национального благосостояния (ФНБ). А для этого "закрепить" его за Пенсионным фондом и ежегодно направлять для дополнительного финансирования пенсионной системы 0,6 процента ВВП. Кстати, говоря о ФНБ, министр отметил, что сейчас разрабатывается возможность инвестирования его средств в ценные бумаги иностранных компаний. А также - частичная их передача в управление государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэконом банк)".

"Нам просто повезло, что у нас есть Фонд национального благосостояния и Резервный фонд - как "подушки безопасности" на годы дефицита пенсионной системы", - подчеркнул Кудрин. В противном случае, по его словам, правительству пришлось бы "на ту же величину повышать налоги".

НДС - не трогать!

Так на какие стабильные налоговые поступления в бюджет страны более всего рассчитывает сегодня минфин, представляя 15-летний бюджетный план страны? Явно, что не на налог на прибыль, который дает в основном сырьевой бизнес. По данным минфина, через пять лет поступления от него сократятся на 0,6 процента ВВП. "Нам надо уходить от зависимости от налога на прибыль", - жестко сказал Кудрин.

Что же остается неизменным? Пожалуй, только импортные пошлины, акцизы. И еще - налог на добавленную стоимость (НДС), который в новой бюджетной стратегии занимает почетную строку. То есть минфин окончательно отказался снижать ставку этого налога, на чем настаивает не только российский бизнес, но и минэкономразвития. Таким образом, долгосрочная бюджетная стратегия, подготовленная минфином, вступает в острое финансовое противоречие с концепцией социально-экономического развития страны до 2020 года, разработанной минэкономразвития. Напомним, что концепция предусматривает снижение НДС с 18 до 12 процентов. При этом ее сторонники, в числе которых крупный бизнес, утверждают, что подобная мера ускорит развитие экономики. Кудрин, в свою очередь, предупреждает об опасности такого пути. Главная угроза, по его мнению, состоит в сокращении доходной части бюджета. "В таком случае просто придется забыть о повышении пенсий, социальных пособий, строительстве новых дорог и развитии важнейших социальных программ", - заявил министр.

По словам Кудрина, минэкономразвития, предлагая снизить НДС, "необоснованно понадеялось на значительный рост собираемости" налога после снижения. "Но в долгосрочный прогноз бюджетной системы страны минфин не имеет права заложить прогноз повышения собираемости налогов, поскольку это

не является счетной позицией, - разъяснил Кудрин. - Это легенда, теория, гипотеза и неопределенный фактор. И на практике еще никому не удалось воплотить расчет снижения налога и последующего за этим расширения налоговой базы".

Кроме того, по его словам, эффект снижения НДС до 12 процентов добавит стране инфляции в 3,8 процента. "Если мы в 2010 году снижаем НДС, то можно смело повышать прогноз инфляции", - сказал министр. А это, напомнил он, увеличение кредитных ставок, уменьшение инвестиционной активности, увеличение импорта. "В целом плюсов нет, тогда как для отдельных отраслей, к примеру машиностроительной, снижение инфляции гораздо более важно, чем снижение НДС", - сказал министр. Да и вообще, считает Кудрин, проблема инфляции для предприятий первична, а НДС находится "на третьих-пятых местах".

Отвечая на вопрос, готово ли минэкономразвития снять свои предложения по НДС, Кудрин сообщил, что это решится уже на этой неделе. "Предложения по снижению НДС никуда не внесены", - уточнил Кудрин. По его словам, только минфин уполномочен предлагать налоговые инициативы.

Макроэкономика Федеральный бюджет Налоги Минфин