18.08.2008 02:30
Культура

В японской деревне Тога прошли Русские театральные сезоны

В Японии прошли Русские театральные сезоны
Текст:  Кристина Матвиенко
Российская газета - Столичный выпуск: №0 (4730)
Читать на сайте RG.RU

Организатор сезонов - Международный театральный фестиваль имени А. П. Чехова - привез в Тогу несколько спектаклей из России, в том числе - Таганки и театра "Тень". Они удачно вписались в местный природный и культурный ландшафт.

Театральный центр в деревне Тога, что в горах на западном побережье Японии, придумал в 1966 году знаменитый режиссер Тадаси Судзуки. С тех пор здесь каждым летом (зимой деревню засыпает трехметровым слоем снега) собираются актеры со всего мира, чтобы заниматься тренингом, смотреть спектакли самого Судзуки и совершенствоваться в своей профессии. Фактически эта идеальная коммуна, блестяще спродюсированная и работающая как часовой механизм, создана для того, чтобы, с одной стороны, преодолевать культурные, языковые и географические барьеры между театральными людьми, а с другой - с чисто утилитарной, внутренней целью. Актеры Судзуки репетируют в Тоге свои старые и новые спектакли, с самурайской ожесточенностью занимаются тренингом, а в промежутках - делят между собой все хозяйственные заботы по общежитию, столовой и закулисью. Таким вот простым, но требующим дисциплины и кропотливых усилий способом процветает театральная компания Судзуки в Тоге.

Чеховский фестиваль дружит с Судзуки и с обеими его "деревнями", в Сидзуоке и в Тоге, давно. Здесь не в первый раз проходят русские театральные сезоны, а Чеховский фестиваль, в свою очередь, привозит спектакли Судзуки в Москву. В этом году сезоны пересеклись с местным фестивалем, который больше сосредоточен на тренингах и лаборатории, чем на привозных спектаклях. На разных площадках вели тренинги сам Судзуки, а для начинающих - его давняя американская ученица. В тренинге Судзуки участвовала целиком вся русская группа спектакля Таганки "Электра", а в американском - молодой режиссер Рузанна Мовсесян, которая будет ставить чеховский "Дом с мезонином" с артистами Судзуки. В 2010 году спектакль Мовсесян покажут и в Москве, на Чеховском фестивале - в рамках большой программы с участием главных театральных знаменитостей, от Матса Эка до Франка Касторфа и Робера Лепажа. А сейчас недавняя выпускница курса Камы Гинкаса, у которой в московском "Сатириконе" идет спектакль "Дурочка" по Лопе де Вега, осваивает сложную науку специальных походок, упражнений на равновесие и ритмически организованного дыхания. В Сидзуоке Рузанне Мовсесян придется работать с артистами, давно эту науку постигшими.

Таганковская молодежь, а также Любовь Селютина и Игорь Миркурбанов, продвинулась дальше начинающих - не зря Судзуки занимался с ними перед постановкой "Электры". Нана Татишвили, исполняющая заглавную роль, и вовсе считает себя преданной ученицей "сенсэя", который теперь позвал молодую актрису в свою корейскую "Электру" - ее он будет репетировать в Сеуле этой осенью. Но все же на этом тренинге захватывало дух от другого - от того, как безукоризненно и монолитно двигаются артисты самого Судзуки и несколько корейцев, давно занимающихся у мастера. Собственно, в перфекционизме исполнения и обнаруживается смысл кодекса, предлагаемого Судзуки актеру, его философия и животная его энергия.

Той же энергией обладала и Мидори - знаменитая барабанщица Судзуки, которая вживую озвучивала показы таганковской "Электры" в Тоге. И так случилось, что между безучастностью Мидори и силой гротесковой Клитемнестрой Любови Селютиной образовался полюс спектакля, его лаконичная формула и смысл.

Совсем другой жанр продемонстрировал публике московский театр "Тень" - Майя Краснопольская и Илья Эпельбаум, сыгравшие свои "Метаморфозы", в которых обаятельно смешались графические шутки на стекле и капустническое "Лебединое озеро", спетое на два голоса Алексеем Косаревым и Натальей Баранниковой. Японцы, впрочем, реагировали больше на рисованные Эпельбаумом-старшим анекдоты, не требующие перевода, радовались, когда из женского профиля у него получился иероглиф "здравствуйте", и любовались красивыми меланхоличными рисунками на земле, насыпанной на стекло.

Тога, существующая как государство в государстве, со своими рисовыми полями, горной речкой, лыжным спуском, термальными банями и несколькими театральными площадками, парадоксальным образом питается от щедрых дотаций префектуры и меценатства. Парадоксальным - потому что в Тоге как раз ноль капитализма, здесь все устроено так, чтобы актер ничем не занимался, кроме своей профессии. На "Сирано", которым в 2003 году Чеховский фестиваль покорил Москву, и который в здешнем открытом театре идет на фоне ночных гор и фейерверка, съезжаются со всей страны, в том числе губернаторы, политики и банкиры. Эта экономическая и политическая элита страны тоже входит в число поклонников искусства Судзуки. А вот он в ответ открыто критикует существующий сегодня культ рыночной экономики и глобализации и показывает миру, какие прекрасные плоды приносит порой отшельничество настоящего художника.

Театр