19.08.2008 03:40
Экономика

10 лет после дефолта: В каком положении находится экономика России

Летом 2008 года сектор услуг стал локомотивом роста и фактором его стабильности
Текст:  Евгений Васильчук
Российская Бизнес-газета - : №0 (667)
Читать на сайте RG.RU

Через десять лет после дефолта 1998 года в российской экономике наблюдается несколько противоречивых тенденций.

Во-первых, темпы экономического роста остаются высокими, хотя и не очень устойчивыми. В результате получается парадокс: минэкономразвития каждые несколько месяцев "улучшает" общий фон среднесрочного прогноза, но предупреждает о краткосрочном замедлении темпов, стагнации отдельных отраслей и "турбулентности" финансового сектора.

Во-вторых, реальная экономика и финансовые рынки по-прежнему очень сильно зависят от цен на сырье и энергоносители, от движения западного спекулятивного капитала.

Причем планка этой зависимости медленно, однако уверенно ползет вверх: банки и корпоративный сектор нарастили внешнюю задолженность, а правительство и Банк России - резервные активы. Каждое внешнее потрясение моментально приводит к встряске финансового рынка, а сценарий сохранения цены на нефть на уровне 80 (!) долларов за баррель уже считается неблагоприятным - не в пример "дефолтным" 8-10 долларам 1998 года.

В-третьих, и это еще один парадокс, уровень доверия к банковской системе в целом и между самими банками остается невысоким, несмотря даже на успешно работающую систему страхования вкладов и практически безграничную готовность Банка России пополнять кредитные организации ликвидностью. Об этом свидетельствует новая волна появления финансовых пирамид и манипуляции банков в сфере потребительского кредитования.

Если суммировать, то можно сказать, что внутреннее напряжение в экономике и банковской системе исподволь нарастает. Темпы роста производства и доходов снижаются (официальные данные за январь-июль 2008 года должны быть опубликованы через 2-3 дня). По промышленности в июле уже есть тусклые 3,2 процента. В то же время проценты и условия банковского кредита ужесточаются, что уже болезненно сказывается на покупках товаров длительного пользования, жилья, в том числе под залог, в малом бизнесе, строительстве и сетевой торговле. И, как недавно выяснилось, в стратегию Неглинной не входит поддержка даже опорных региональных банков.

Инерция позитива

Тем не менее инерция позитива еще сильна. Во II квартале 2008 года вероятность наступления в России финансовой нестабильности значительно снизилась по сравнению с предыдущими тремя кварталами. Таков вывод ежеквартально публикуемого мониторинга финансовой стабильности Института экономики переходного периода (ИЭПП), выдержки из которого регулярно приводит "Российская бизнес-газета". Как говорится в недавнем выпуске (полная версия - на сайте: www.iet.ru), лишь один из тринадцати индикаторов нестабильности подал сигнал: темп роста внутреннего кредита в реальном выражении. При этом данный индикатор подал сигнал лишь в одном месяце второго квартала (июнь).

При этом темпы роста денежного предложения во втором квартале оставались значительно меньшими по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Несмотря на некоторое замедление экономической активности, темп экономического роста оставался высоким. В результате "избыточное" предложение денег в реальном выражении во II квартале снизилось до 0,1 процента ВВП по сравнению с 2,9 процента ВВП в I квартале. Кроме того, во II квартале возобновился приток частного капитала в страну. Для снижения инфляции Банк России осуществлял последовательное ужесточение денежно-кредитной политики, заключавшееся в повышении процентных ставок и нормативов отчислений в фонд обязательного резервирования. Однако реальные процент ные ставки на рынке МБК оставались отрицательными, что на фоне притока капитала способ ствовало сглаживанию дефицита ликвидности в банковской системе. В то же время отметим, что проблема привлечения долгосрочных финансовых ресурсов остается актуальной.

Зафиксированное ИЭПП состояние системы индикаторов-предвестников соответствует значению сводного индекса финансовой стабильности в размере 0,06 и, соответственно, вероятности наступления финансовой нестабильности в течение ближайших одного-двух кварталов на уровне 1,2 процента. Таким образом, исходя из сильных фундаментальных показателей экономики РФ, авторы исследования П. Трунин и Т. Киблицкая оценивают вероятность возникновения финансовой нестабильности в РФ в ближайшее время как невысокую, особенно при условии сохранения быстрых темпов экономического роста.

Сохранятся ли темпы

Но, как уже говорилось, само сохранение высоких темпов все еще под вопросом. Данные по промышленности за июнь были откровенно слабыми, и июль резкого улучшения не обещает. Но сектор услуг традиционно более устойчив. Как сообщает Прайм-ТАСС, индекс деловой активности в сфере услуг экономики РФ (ИМС-Сервис), рассчитываемый исследовательской группой NTC Research совместно с банком ВТБ Европа на основании опроса более 300 крупнейших компаний России, в июле уменьшился до 58,3 пункта против 59,1 пункта месяцем ранее.

Правда, показатель, характеризующий активность в российском секторе услуг, остался существенно выше критической отметки 50,0 балла, вновь указав на стабильные показатели сектора. Основную поддержку головному индексу оказал рост деловой активности и объемов новых заказов.

В итоге в июле рост деловой активности в секторе услуг опустился с самого высокого за тридцать два месяца показателя, зарегистрированного в июне, однако остался выше среднего долгосрочного показателя исследования. Последнее повышение участ ники опроса отнесли на счет роста деловой активности и объемов новых заказов, заметного улучшения деловой ситуации и успешных стратегий, направленных на развитие компаний.

Объемы новых заказов в июле резко возросли, несмотря на менее заметные темпы роста по сравнению с самыми высокими за последний период темпами в предыдущем месяце. Около трети опрошенных компаний указали на повышение заказов при сравнении с месяцем ранее.

Давление на производственные мощности компаний в сервисном секторе в июле не было значительным в силу того, что объемы незавершенных заказов остались на уровне предыдущего месяца. Следовательно, хотя занятость в июле продолжала расти, темпы роста были относительно слабыми и самыми замедленными за последние три месяца.

Затраты на услуги в июле вновь существенно повысились, подталкиваемые высокими ценами на горючее и ростом заработной платы. Несмотря на то, что темпы инфляции продолжали ослабевать после самых высоких темпов, зарегистрированных два месяца назад, последнее повышение себестоимости услуг было выше средней долгосрочной тенденции исследования.

Тарифы будут расти

Результаты июльского исследования указали на дальнейший существенный рост средних тарифов на услуги с учетом того, что поставщики услуг частично возмещали свои возросшие расходы непосредственно через клиентов. Следует добавить, что некоторые компании повышали тарифы на свои услуги в июле в соответствии с инфляцией, охватившей экономику в целом.

Оптимизм поставщиков российского сектора услуг относительно перспектив развития деловой активности на ближайший год остался на высоком уровне. Степень положительных настроений была наиболее высокой за последние три месяца и выше тенденции, зарегистрированной за прошедший период 2008 года.

Комментируя исследование, старший экономист Банка ВТБ Европа Крис Грин отмечает: "Российский "ИМС-Сервис" вновь указал на существенные уровни активности. Несмотря на то, что индекс снизился до 58,3 пункта в июле после значения равного 59,1 пункта в июне, результат предыдущего месяца был близок к максимальному за последние три года. Основой сохраняющейся значительной активности в секторе услуг стали улучшения в объемах новых заказов, благоприятные рыночные условия и оптимистические деловые ожидания. Хотя инфляционное давление и несколько снизилось с недавних высот, тем не менее себестоимость услуг продолжает оставаться существенной", - сказал Крис Грин (результаты и комментарий приводятся по материалам Прайм-ТАСС).

Банки