Российские войска получили приказ Верховного главнокомандующего об отводе части своих сил из зоны вооруженного конфликта в Южной Осетии. Заместитель начальника российского Генштаба генерал-полковник Анатолий Ноговицын особо подчеркнул разницу между терминами "вывод" и "отвод" войск.
- Разница в этих терминах - принципиальная, - сказал генерал. - Мы не покидаем Южную Осетию, а отводим войска на границы ее территории.
Представитель Генерального штаба аргументировал свою позицию. Грузия, начав агрессию против Южной Осетии, создала превосходство в живой силе и вооружениях в 12 раз - и над российскими миротворцами, и над югоосетинскими ополченцами. Россия же, придя на помощь своим миротворцам, не создавала никакого преимущества - грузинские агрессоры были разгромлены примерно равными силами. Но теперь Грузия спешно восстанавливает боеспособность своих вооруженных сил и активизирует диверсионную деятельность. Наша разведка сообщает о планирующихся провокациях против российских миротворцев и мирных жителей. К этим провокациям готовятся наемники славянской внешности, они будут переодеты в российскую форму. Согласно же так называемым "шести принципам" грузинские войска должны быть полностью возвращены в казармы.
Представитель Генштаба не назвал точную численность остающейся российской группировки. По его словам, все зависит от действий грузинской стороны. Тем более что сейчас наши солдаты заняты сугубо иной миссией - предотвращением гуманитарной катастрофы. Они разминируют местность, доставляют мирным жителям продовольствие, воду, медикаменты, предотвращают инфекционные заболевания.
Генерал Ноговицын посетовал, что в спину отходящих российских миротворцев продолжают звучать лживые, клеветнические обвинения в непропорциональности применения силы.
- Никто до сих пор не опроверг статистику событий по времени и фактам, - заявил он. - Даже посол США в России вынужден был согласиться с повременным графиком происшедшего. То есть мы поступили максимально гуманно согласно международным правилам ведения войны. В то время, когда Цхинвал был полностью разрушен грузинскими войсками, грузинские города, например, Гори, уцелели.
Кстати, по словам Ноговицына, американскому послу был задан вопрос, почему гуманитарную помощь грузинской стороне - и только грузинской - оказывает Пентагон. У нас, в России, этим занимается МЧС. Штатовский дипломат ответил уклончиво - мол, военные более оперативны.
Анатолий Ноговицын очень удивился сообщениям грузинских и западных СМИ о захвате российским войсками Ингури ГЭС.
- В условиях полного паралича политического и местного руководства наши подразделения взяли эту электростанцию под охрану, - сказал генерал. - Но это временная и вынужденная мера. Ингури ГЭС - важнейший объект в регионе, но нам зачем ее захватывать? Мы же не унесем ее в Россию.
Еще большее недоумение вызвала информация о том, что наши самолеты якобы разрушают мосты.
- За минувшие сутки мы не наносили никаких авиаударов, - заверил Ноговицын. - Да и зачем разрушать мосты? Ведь нам же их и восстанавливать.
Генерал считает, что грузинское руководство не очень заботится о возвращении своих пленных. По его словам, мы предложили обменяться пленными по принципу "список на список". То есть, 15 грузинских военнослужащих на 12 россиян. Грузины почти согласились, а затем в последний момент - вчера в 12 часов - сорвали этот процесс, выдвинув внезапно новые условия.
Ноговицын опроверг утверждение, что в Южной Осетии размещаются ракетные комплексы "Точка-У". Заместитель начальника Генштаба пояснил, что это оперативная баллистическая ракета с дальностью полета до 105 километров. Зачем она здесь? Ее возможности таковы, что одно "изделие" сметет с лица земли город средних размеров. А это вовсе не входит в планы российских миротворцев - ни один населенный пункт Грузии не был разрушен огнем нашей артиллерии или авиации.
Генерал Ноговицын рассказал о захваченных у грузинских военных трофейных картах. Одна - 2006 года. На ней изображен план учений по захвату Цхинвала. Позиции российских миротворцев показаны вполне реально. Вторая карта, тоже в "авторском исполнении" грузинского офицера, показывает уже обстановку у Цхинвала 2008 года. Только теперь это реальный, но неудавшийся план захвата югоосетинской столицы.