Некоммерческое партнерство строителей Воронежской области стало первой в регионе саморегулируемой организацией, зарегистрированной в соответствии с Федеральным законом № 315.
Как известно, в связи с принятыми Госдумой поправками в Градостроительный кодекс, государственное лицензирование строительной деятельности с 1 января 2009 года будет заменено саморегулированием. О том, какие проблемы ждут строителей, "РГ" рассказала в публикации "Выше крыши" (15 июля). Тему продолжает интервью с исполнительным директором саморегулируемой организации, руководителем Союза по защите интересов строителей Воронежа Сергеем Морозовым.
Российская газета: Сергей Васильевич, насколько изменятся условия строительной деятельности с нового года? И что необходимо предпринять в первую очередь, чтобы не сбился ритм работы отрасли?
Сергей Морозов: Согласно поправкам в Градостроительный кодекс, с 1 января 2009 года прекращается выдача новых государственных лицензий, а спустя год – действие ранее выданных. Допуск к проведению проектных, изыскательских, строительных, ремонтных работ возьмут на себя саморегулируемые организации, объединяющие предприятия по отраслевому принципу. Профессиональные сообщества станут отвечать, в том числе рублем, за результаты работы входящих в них организаций.
Некоммерческое партнерство строителей Воронежской области, в учредителях которого 26 предприятий, – первое в регионе отраслевое СРО. Еще при создании нашего союза в 2001 году мы внесли в устав субсидиарную ответственность членов за качество работы, разработали правила делового партнерства – своеобразный "моральный кодекс", а для решения спорных вопросов создали третейский суд. Так что к саморегулированию члены союза были в какой-то степени готовы. Но процесс формирования СРО не закончен: по закону, саморегулируемые организации должны насчитывать от 50 (для инженерной и проектной деятельности) до 100 (в сфере строительства) участников.
РГ: Нет ли у вас опасений, что отмена государственного лицензирования может привести к появлению на строительном рынке множества "фирм-однодневок", которые не обладают материальной базой и не отвечают за результаты работы?
Морозов: Государственный контроль, надо признать, тоже не был гарантией от мошенников и бракоделов. Ни для кого не секрет, что практически все строительные "пирамиды", "кинувшие" в свое время сотни жителей области, действовали с лицензиями. Они имелись и у виновников случившихся в разных регионах страны техногенных аварий. При этом компенсации жертвам недобросовестных участников рынка, как правило, выплачиваются из федерального или регионального бюджетов. Согласен с мнением, что при переходе на саморегулирование необходимо учитывать специфику отрасли. А она – в многообразии производимых работ и услуг, высокой степени риска при строительстве и дальнейшей эксплуатации зданий и сооружений. Поэтому с созданием СРО государственное регулирование частично сохранится. В частности, останется в силе государственная экспертиза проектов и надзор за строительной деятельностью. В Воронежской области более 1800 подрядных организаций. Конечно, далеко не все из них отвечают требованиям надежности и качества. Перед саморегулируемой организацией стоит задача ревизии игроков строительного рынка – отсеять случайных и сомнительных. Это позволит реально обеспечить ответственность перед заказчиками, в том числе имущественную. Прежде чем компания вступит в СРО, проверяется история ее деятельности в течение нескольких лет, фонды, которыми она располагает, профессиональный состав и многое другое.
РГ: Первоначально в качестве обязательного требования к СРО предполагалось ввести обязательное страхование гражданской ответственности перед клиентами. Почему от этой статьи закона решили отказаться?
Морозов: Причина в том, что страховые платежи серьезно сказываются на стоимости строительных работ. В окончательном тексте документа страхование является добровольным. Однако СРО обязаны создать компенсационные фонды для возмещения возможного ущерба гражданам. Каждый участник саморегулируемой строительной организации должен внести в него от 1 миллиона рублей, а застраховавший ответственность – не менее 300 тысяч.
Небольшим фирмам, у которых все деньги в обороте, выполнить это условие не просто. В нашей отрасли более половины участников – малые предприятия и индивидуальные предприниматели. И многие опасаются, как бы под флагом саморегулирования не начался передел рынка, его монополизация узким кругом предпринимателей. Для нас, как региональной организации, важно обеспечить реальное равноправие своих членов, защитить малый бизнес от поглощения.
В последнее время в строительные организации начали приходить приглашения от СРО федерального уровня. Но на таких условиях, что туда может влиться только компании с большими объемами работ и солидным капиталом. "Мелочь" их не интересует.
РГ: Что делать малым и средним фирмам, частным предпринимателям после того, как у них закончится срок выданных лицензий?
Морозов: На мой взгляд, им придется создавать какие-то аффилированные организации, ассоциации, чтобы вступать в СРО в качестве коллективных членов. Думаю, за оставшиеся до нового года месяцы успеет сложиться законоприменительная практика. Главное, чтобы строительные организации не откладывали решение этих задач.
Юрий Гончаров, руководитель областной торгово-промышленной палаты:
– Против передачи избыточных функций государства по надзору и контролю бизнес-сообществам в принципе трудно что-либо возразить. Саморегулирование – этап взросления отечественного предпринимательства, показатель его ответственности и самостоятельности, а членство в СРО – своеобразная марка, знак качества. Представьте, вам нужно выбрать квартиру или офисное здание в незнакомом городе. Сориентироваться будет просто – по эмблеме саморегулируемой организации. Потребитель проголосует за нее деньгами. Если же СРО сами будут нарушать закон, то как любые юридические лица ответят за это.