Руководство Ирана рассчитывало, что до конца 2008 года будет сдана в строй первая иранская АЭС в Бушере. Станция сооружается российской компанией ЗАО "Атомстройэкспорт" в рамках контракта, подписанного в 1995 году.
О том, когда следует ждать пуска Бушерской АЭС, "Российской газете" рассказал руководитель строительства Игорь Мезенин.
Российская газета : Сколько российских специалистов находятся сейчас в Бушере?
Мезенин : Примерно 1100 человек. Еще столько же привлечено иранских рабочих и специалистов. В настоящее время выполняются тепло- и электромонтажные работы, активно ведутся пусконаладочные испытания. Иранские фирмы выполняют бетонные и отделочные работы, занимаются благоустройством территории.
РГ : Что вы можете сказать о бытовых условиях, созданных для российских строителей?
Мезенин : Мы живем в российском городке, который называется Неруга. В переводе на русский язык это значит "Энергия". Основу составляет жилой фонд, оставшийся еще от немецкой фирмы KWU, которая начинала сооружение этого блока. Это небольшие коттеджи.
В поселке существуют детский сад и филиал школы, а также стадион с теннисным кортом, футбольным полем, баскетбольными площадками и плавательным бассейном. Территория городка охраняется иранской полицией.
Со снабжением продуктами проблем нет. Очень большой выбор молочных продуктов, вкусные соки. Про фрукты и говорить нечего.
Поселок расположен в эвкалиптовой роще, буквально в нескольких сотнях метров от Персидского залива. У нас есть отгороженные пляжи для купания: мужчины, естественно, купаются по-европейски, а дамы - в лосинах и футболках с длинным рукавом, в шапочке или платке. Надо уважать местные нормы поведения.
РГ : Как организованы командировки специалистов на строительство АЭС?
Мезенин : Люди приезжают в основном на год. Некоторые фирмы считают целесообразным приезд экспертов на более короткий период.
РГ : Люди находятся длительное время вдалеке от родных мест. Есть ли проблемы с дисциплиной?
Мезенин : Конечно, всякое бывает. Персонал составляют в основном мужчины. Иногда приходилось и высылать людей за нарушения режима проживания. Но это бывает крайне редко. Вообще здесь в стране сухой закон.
РГ : Какой обычно рабочий режим у российских специалистов?
Мезенин : В Иране очень тяжелый климат, высокая влажность. С мая по сентябрь бывает градусов 40 в тени. У нас восьмичасовой рабочий день. Но, как правило, у инженерного состава он растягивается на 11-12 часов. Работа начинается очень рано. У меня первый обход объекта в шесть тридцать утра, вечерняя оперативка в 17 часов.
РГ : Какие отношения с местной администрацией?
Мезенин : Мы в постоянном контакте с заказчиком. На регулярных совещаниях решаются вопросы, связанные со сдачей выполненных работ и финансированием. Это ежедневная и кропотливая работа с нашими иранскими коллегами.
РГ : Можете ли назвать ориентировочные сроки завершения строительства?
Мезенин : Дело в том, что проект затянулся. Были проблемы с финансированием. Но сейчас ситуация выравнивается. Вселяет надежду тот факт, что в декабре 2007-го - январе 2008 года на объект было завезено ядерное топливо.