Вчера начались закупочные зерновые интервенции. Государство после небольшого перерыва вновь вышло на рынок. Но теперь оно выступает на стороне растениеводов - закупая зерно в интервенционный фонд, удерживает цены на пшеницу, рожь и ячмень от чрезмерного падения.
Впрочем, в ходе первых торгов на Национальной товарной бирже "подзащитные" не проявили активности. Приказ министра сельского хозяйства о включении в список интервенционных товаров не только продовольственного, но и кормового зерна еще на согласовании в минюсте. Поэтому закупка ячменя и пшеницы 5-го класса пока не ведется, а именно они в последнее время подешевели особенно заметно. Закупочная цена, которую объявил минсельхоз, уже выше рыночной, но пока она только на бумаге.
Рыночные цены на продовольственную пшеницу 4-го класса - наш основной экспортный товар - балансируют на грани предельных уровней. А вот пшеница 3-го класса в последнее время не только перестала дешеветь, но и даже слегка подорожала. Так что с этим товаром производители на интервенционные торги не спешат - на свободном рынке им выгоднее.
Аналитик рынка Владимир Петриченко заявляет, что "кондиции пшеницы нового урожая крайне неудовлетворительны", 3-го класса вообще мало. К тому же, по его мнению, продавцы еще и специально придерживают пшеницу высокого качества. Впрочем, Александр Корбут утверждает, что хотя в процентном отношении пшеницы 3-го класса уродилось меньше, чем в прошлом году, в тоннах это больше прошлогоднего, то есть вполне достаточно.
Минсельхоз уже в принципе признал, что его прогноз валового урожая в 85 миллионов тонн будет превзойден.
Но окончательной цифры министр Алексей Гордеев пока не назвал. Эксперты ждут новостей из Сибири, где уборка только началась. Однако Российский зерновой союз ранее обозначил возможную высоту - 95 миллионов тонн.
Нашей стране на еду и корм нужно гораздо меньше. Поэтому цены на зерно стали снижаться еще до начала уборки, а в июле и вовсе посыпались вниз. Это опасная тенденция. Если растениеводы решат, что выращивать зерно им невыгодно, они сократят площади озимого сева и таким образом добьются дефицита и высоких цен через год. Поэтому государство и объявляет так называемые "предельные значения минимальной цены". Это те пороги, ниже которых на рынок выходит "Федеральное агентство по регулированию продовольственного рынка" - государственный агент по проведению интервенционных торгов. Оно скупает зерно в интервенционный фонд и не позволяет ценам падать ниже пределов рентабельности производства.
Продавцом в ходе интервенционных закупок может быть только сельхозтоваропроизводитель. По идее это условие должно сделать невозможными всевозможные спекуляции вокруг бюджетных средств.
Решение пополнить интервенционный фонд не только продовольственным зерном, как это бывало прежде, но и фуражным, было, очевидно, принято исходя из опыта прошлого года. Тогда при заоблачно высоких ценах на все зерно государство смогло поддержать лишь мельников - продало им из интервенционного фонда больше 1,3 миллиона тонн зерна по ценам ниже рыночных. А вот производители комбикормов и животноводы остались один на один с разорительным капризом рынка. Чтобы ничего подобного не происходило впредь, было решено запастись кормовой пшеницей 5-го класса и ячменем.
Другой мотив для расширения списка интервенционных товаров - обилие на рынке именно фуражного зерна. В Черноземье в конце весны не хватило тепла, потом залило, и в результате качество пшеницы оказалось ниже, чем в прошлом году. Впрочем, глава минсельхоза Алексей Гордеев не раз давал понять, что первая задача интервенций - все-таки регулировать рынок, а не наполнять закрома.
О том, сколько всего зерна будет закуплено в интервенционный фонд, этим летом говорили много. Председатель правительства Владимир Путин, например, на совещании по селу называл цифру в пять миллионов тонн. В принципе тех денег, которые планируется выделить на проведение закупочных интервенций, должно хватить примерно на 7 миллионов тонн. Это гигантские объемы, и если разом снять их с рынка, цены даже при относительном изобилии могут рвануть вверх. А это, по понятным причинам, далеко не самый лучший вариант - уже для потребителей.
"Главное, что государство публично вышло на рынок и дало ему четкие ценовые ориентиры", - полагает и вице-президент Российского зернового союза Александр Корбут. По его мнению, с началом интервенций падение цен на зерно затормозится и, может быть, прекратится вовсе. Поэтому он рекомендует тем мукомолам, производителям комбикормов, спирта и животноводам, которые пока дожидаются еще меньших цен на пшеницу и ячмень, сделать запасы сейчас.