Белый дом перестал стесняться в выражениях. И заговорил на привычном для себя языке. По пути в Брюссель на встречу министров иностранных дел стран НАТО госсекретарь Кондолиза Райс обещала, что "страны альянса накажут Россию за вторжение в Грузию".
Наказать не получилось. В лучшем случае удалось пожурить. Под нажимом Вашингтона государства, входящие в альянс, не стали разрушать корпоративный дух этой организации. Однако постарались свести к минимуму последствия задуманной Белым домом "кавалерийской атаки" на Россию.
В итоге принятое Советом министров иностранных дел НАТО заявление содержит множество недомолвок, которые все заинтересованные стороны могут трактовать в своих интересах. С одной стороны, в Брюсселе было решено не "закрывать двери" для диалога с Москвой. На эти слова генерального секретаря НАТО Яапа де Хоопа Схеффера в российском внешнеполитическом ведомстве обратили внимание. С другой стороны, альянс все же приостановит проведение заседаний Совета Россия - НАТО на всех уровнях до выполнения Москвой пунктов плана "Медведева - Саркози".
Как следует поступить нашей стране, если реализацию этих договоренностей будет тормозить Тбилиси, что собственно уже происходит, в принятом натовскими министрами итоговом документе речь не идет. И это уже очевидная уступка Белому дому, который требовал полностью прервать отношения НАТО с Россией.
Все остальные договоренности, достигнутые в Брюсселе, имеют по большей части технический характер. Они служат, по сути, лишь иллюстрацией к главной идее встречи - продемонстрировать Москве единый подход Европы к вопросу о территориальной целостности Грузии.
Среди других инициатив альянса упоминается, в частности, создание команды экспертов, которые окажут Тбилиси помощь при оценке разрушений гражданской инфраструктуры. В сентябре в республике пройдет североатлантический совет на уровне послов - мероприятие, призванное показать духовную близость блока с нынешними властями Грузии. "Мы продолжим наше интенсивное сотрудничество с этой страной, с тем чтобы в декабре урегулировать вопросы, связанные с ее присоединением к плану действий по членству в НАТО", - подтвердил генеральный секретарь блока.
В то же время, как стало известно, характер обсуждения этого вопроса среди членов альянса выявило серьезные опасения, которые испытывают многие входящие в НАТО страны в отношении навязанных Вашингтоном планов ускоренного сближения блока с режимом Саакашвили.
Однако альянс отказался обсуждать причины конфликта в Южной Осетии. Тем самым, по словам министра иностранных дел Сергея Лаврова, "заявление глав МИД НАТО выглядит необъективным и предвзятым, прежде всего потому, что в нем не говорится о том, как все началось, почему все это произошло и кто начал агрессивные действия. А также кто вооружал грузинское руководство и последовательно в течение последнего времени блокировал предложения России о том, чтобы стороны конфликта заключили юридически обязывающий договор о неприменении силы".
Особенно Лаврова возмутили утверждения госсекретаря США Кондолизы Райс, что действия Москвы направлены на подрыв грузинской демократии.
"Как будто не было в течение последнего года многочисленных фактов отсутствия в Грузии подлинной демократии", - прокомментировал эти "пассажи" глава внешнеполитического ведомства России. Он напомнил о докладе экспертов Совета Европы, где перечислялись грубейшие нарушения обязательств, взятых Тбилиси, перед этой организацией. А также доклад уполномоченного Грузии по правам человека, который парламент под давлением президента Саакашвили, вопреки законам, отказался выслушать. По словам министра, этот документ "был убийственным".
Но, несмотря на непреодолимый для любой другой страны, желающей стать членом Cевероатлантического блока, "багаж" официального Тбилиси, готовность руководства альянса продолжить линию на "втягивание" Грузии в НАТО говорит о сохранении в организации устойчивых антироссийских настроений. И, как считает Лавров, "продиктована желанием руководства НАТО поддержать агрессивный режим".
Все это позволило первому дипломату России сделать неутешительный вывод: "По сути дела альянс взял господина Саакашвили под свою защиту".
Покровителям "проекта Саакашвили" приходится спасать свое детище в буквальном смысле слова - русские танки стоят в 60 километрах от Тбилиси. "Альянс не позволит России одержать победу в Грузии, дестабилизировать обстановку в Европе и выстроить таким образом "новый железный занавес", - проговорилась Райс.
Проговорилась, поскольку, во-первых, впервые за время конфликта американцы признали, что их протеже потерпел военное поражение. А проигравших политиков в Белом доме, как известно, не любят - уход в отставку некогда стратегического союзника Вашингтона - президента Пакистана Первеза Мушаррафа - лучшее тому подтверждение.
Что касается возможной дестабилизации Европы, то здесь американские страхи выглядят вполне оправданными. Хотя куда точнее было бы говорить о дестабилизации американских интересов и влияния в Старом Свете после событий в Грузии.
Саакашвили, которому, по замыслу Белого дома, предстояло продемонстрировать миру, что могут сделать американские политтехнологии и деньги из заштатной, в прошлом нестабильной республики, провалил домашнее задание. В администрации США стали опасаться, что союзники Вашингтона воспримут эту "двойку", полученную грузинским президентом, как провал всей американской политики в Закавказье. И победу России на этом стратегическом направлении. А потому американские чиновники бросились на грузинскую амбразуру, существенно усилив антироссийскую риторику.
Тут, как говорится, не до политеса, когда на кону стоит едва ли не будущее всей НАТО как военной организации.
"Мы подчеркиваем, что люди могут чувствовать себя спокойно под защитой трансатлантических структур", - заявила Райс в связи с событиями в Грузии. До сих пор такое утверждение не требовало доказательств и считалось "аксиомой" европейской безопасности. Но теперь Белый дом вынужден успокаивать восточноевропейских сателлитов, испуганных поражением Тбилиси. "Россия сейчас очень далека от роли геостратегического центра, которую играл Советский Союз", - утешает их Райс. Словно факир, играющий на дудочке перед разбуженными змеями, госсекретарь США пытается вернуть своих подопечных в прежнее полусонное состояние. Но получается не слишком успешно - в заклинания Белого дома американские союзники в Европе больше не верят. И требуют денег и военной помощи.
Но если раньше Белому дому еще удавалось умерять финансовые аппетиты своих протеже, то теперь ситуация стремительно меняется. Пример Польши, сумевшей на переговорах по ПРО в самый разгар грузинского конфликта выторговать у Вашингтона дополнительные комплексы "Пэтриот", может оказаться заразительным. Такого дополнительного натиска американский бюджет просто не выдержит. А не заплатить невозможно - клянчить деньги у Белого дома восточноевропейские друзья Америки умеют виртуозно. Потому и продолжает Райс, словно заклинание, повторять, что НАТО защитит своих членов и сочувствующих альянсу от "руки Москвы".
"Российская стратегическая авиация покушалась даже на границы США, а это опасная игра, от которой русским стоило бы отказаться", - возмущалась она. Впрочем, тем самым госсекретарь еще раз дала понять - ее стране тоже приходится несладко.
Желание усадить всех членов НАТО в одну лодку двигало Белым домом, когда принималось решение о созыве экстренного заседания глав МИД стран альянса. Вашингтону кровь из носу требовалось продемонстрировать единство блока. Не столько России или Грузии, сколько своим восточноевропейским союзникам, у которых после провала "проекта Саакашвили" могли возникнуть сомнения в способности администрации США управлять миром.
Однако далеко не всем в Европе хотелось бы видеть представителей Белого дома на капитан ском мостике. И дело не только в противоречиях, которые существуют внутри Евросоюза в отношении "восточной политики". Вопрос о том, кто кого в большей степени накажет, если члены альянса пойдут на поводу у Вашингтона и примут жесткую антироссийскую резолюцию, задавали себе многие европейские лидеры. Неудивительно, что глава немецкого МИД Франк-Вальтер Штайн майер перед заседанием в Брюсселе заявил, что не считает нужным лепить из Москвы образ врага. И сравнил американскую реакцию на военное присутствие России в Грузии с "коленным рефлексом". И это при том, что канцлер Германии Ангела Меркель безусловно признала территориальную целостность закавказской республики.
О фатальной роли грузинских президента, правительства и парламента говорил президент Чехии Вацлав Клаус. Он убежден: "Долговременное решение проблемы невозможно строить на лжи, если бы даже она была приемлема нам и нашим союзникам в реализации нынешних стратегических геополитических интересов". Попытки Вашингтона включить в резолюцию альянса по Грузии введение таких санкций против России, как приостановка сотрудничества НАТО с Москвой в области обеспечения совместной безопасности и прекращение, пусть даже временное, работы Совета Россия-НАТО, угрожает интересам прежде всего самой Европы. По сути речь идет о замораживании контактов между спецслужбами в вопросах борьбы с терроризмом, прекращении поддержки со стороны России натовских операций в Афганистане и отказе от ряда других совместных программ. В этой связи министр иностранных дел Сергей Лавров был вынужден напомнить членам альянса, что Совет Россия - НАТО создавался не для того, чтобы учить Россию, как вести себя с грузинским руководством, а для безопасности в Европе и Евроатлантическом регионе".
Сужение положительной повестки дня в отношениях между Россией и Европой отвечает стратегическим интересам Вашингтона. Но вряд ли придется по вкусу Старому Свету, который заинтересован в разрешении грузинского кризиса без ненужного политического "надрыва" и ультиматумов. И в отличие от Белого дома, готового и впредь помогать Тбилиси, европейцы не спешат надевать на себя "южный хомут".
А значит, Белому дому после Совета НАТО в Брюсселе, все же предстоит вновь раскошелиться на оплату услуг своих европейских сателлитов, которые неизбежно потребуют от Вашингтона дополнительной защиты. Словом, все будет, как в анекдоте про мужчину, который, находясь в автобусе, рвал газеты и выбрасывал их в окно. На вопрос пассажиров, зачем он это делает, тот ответил - отгоняю слонов. "Но здесь нет никаких слонов", - удивились пассажиры. "Значит, помогает", - с гордостью ответил им попутчик.