В Иркутской области состоялось совещание управляющих региональными отделениями Фонда соцстрахования. Глава Фонда Сергей Калашников решил на месте выяснить, чем вызвано отставание Сибирского федерального округа по основным направлениям в работе от общероссийских показателей.
По словам Сергея Калашникова, к сибирским отделениям у ФСС два вопроса. Первый: почему стоимость путевки в летние лагеря выросла на заоблачные 18,5 процента? Притом, что все больше ребятишек отдыхает на пришкольных площадках, а не за городом. Второй: почему только 60 процентов инвалидов обеспечены так называемыми техническими средствами реабилитации (ТСР) - лупами, тростями, протезами, а колясками так и вовсе - лишь каждый третий?
За чей счет ремонт
Семен Круть, руководитель иркутского областного департамента социальной защиты, озвучил позицию местных властей в отношении лагерей, объясняя, почему так быстро дорожают путевки.
- Стоимость косметического ремонта лагерей нужно включать в цену путевки, - считает он.
- Фонд - это страховая структура, и работает по тому же принципу, как любая страховая компания - выплаты получает тот, кто позаботился о взносах, - парировал Сергей Калашников. - А ремонт лагерей - это прямая обязанностей муниципалитетов.
Органы ФСС предложили свои решения этой проблемы.
- Почему, например, мы не можем оплачивать часть стоимости путевки в туристические или палаточные лагеря? - недоумевает Роман Сафонов, руководитель территориального отделения ФСС республики Бурятия. - Отдых в палатке и дешевле, что критично для многих бюджетников, да и здоровья дети на природе получат гораздо больше, чем пришкольных площадках в городе.
Лупы за семь верст не возят
Что касается обеспечения инвалидов необходимыми техсредствами, по словам управляющих отделениями, главная причина того, что далеко не все нуждающиеся могут получить даже трости - это удаленность Сибири от основных производителей ТСР. За Уралом нет ни одного завода, изготавливающего, например, коляски. Стоимость транспортировки подчас равна цене самого изделия.
- К тому же, по контрактам, изготовители должны доставить ту же коляску или протез до квартиры инвалида, даже в самые отдаленные поселки, - замечает Роман Сафонов. - Поэтому они не хотят участвовать в наших тендерах на выполнение соцзаказа. Мы вынуждены проводить конкурсы по 3-4 раза, а люди ждут.
- Мы ходатайствуем о создании в Иркутской области предприятия, которое могло бы выпускать и трости, и коляски, и протезы, - рассказала Роза Дамбуева, управляющий иркутским региональным отделением ФСС. - Есть уже предварительные договоренности с ангарскими компаниями. Однако встает другая проблема - нет единой номенклатуры - названий, размеров, моделей.
Кроме того, в законодательстве о конкурсах на выполнение госзаказа много нюансов, которые осложняют жизнь территориальный управлений. Например, заказчик не вправе потребовать дополнительную информацию о предприятии-соискателе, если она не входит в перечень обязательных сведений. В результате, во многих регионах победил некий Владимирский завод инвалидных колясок, которые на самом деле, по словам, Сергея Калашникова, располагается в двухкомнатной квартире и собственно производством колясок не занимается. И не выполняет своих контрактных обязательств.
Лечим, но не восстанавливаем
- Очень слабы врачи-реабилитологи, которые входят в состав медико-социальной экспертизы, - продолжает глава иркутского теруправления. - Далеко не все знают, какие технические средства реабилитации можно назначит инвалиду, если назначают, не указывают модель и размер. Не упоминают об элементарных расходных материалах - пакетах для мочеприемников, например.
В департаменте здравоохранения Иркутской области пояснили, что в Приангарье врачей-реабилитологов не готовят вообще - нет соответствующей лицензии. Поэтому на обучение специалистов приходится отправлять в Санкт-Петербург и Москву и в единичном порядке.
Сергей Калашников признал, что многие из проблем на местах требуют вмешательства федеральной структуры Фонда, однако подчеркнул, что есть немало вопросов, которые можно решить самостоятельно, лишь приложив чуть больше усилий.
- Небольшим регионам, где маленькие заказы, можно объединяться с более крупными соседями - к тому же на крупную партию цена будет ниже. Доставку ТСР на дом инвалидам можно взять на себя, скооперироваться с соцзащитой, например. А с производителями ТСР надо работать жестче - объяснить им, что мы сейчас искусственно сдерживаем китайскую экспансию на этот рынок. И если наши заводы не готовы проводить гибкую политику, то мы откроем границы. Китайцы готовы доехать до любой сибирской деревни - и на примерку и с доставкой, - жестко заявил глава ФСС. - А в целом, надо активнее работать над системными ошибками, и подобные семинары помогают выявить такие сбои.