20.08.2008 03:00
В мире

Российские и голландские эксперты обсудили объективность Гаагского трибунала

Можно ли сделать объективнее Гаагский трибунал
Текст:  Елизавета Шевченко
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4732)
Читать на сайте RG.RU

На видеомосте Москва-Гаага в Москве эксперты с российской и голландской сторон обсуждали объективность Гаагского трибунала.

Военные события в Грузии могут стать предметом рассмотрения международного трибунала, о необходимости создания которого уже говорил Уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин. Но и грузинская сторона уже спешит объявить себя пострадавшей и апеллирует к защите посредством Международного уголовного суда. Поэтому особенно актуален оказался вопрос об объективности международного правосудия.

Напомним, что основанный в мае 1993 года в соответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН с целью расследования и осуждения военных преступлений, совершенных на территории Югославии, Гаагский трибунал имеет право выдвигать обвинения и осуждать обвиняемых за геноцид, преступления против человечности и нарушения законов ведения войны, судит только физических лиц. Его деятельность должна быть завершена в 2010 году.

За время своего существования он издал обвинительные заключения против 161 лица. 10 человек были оправданы, 55 получили тюремные сроки различной длительности, 13 были переданы для разбирательства на родине, 16 скончались до вынесения вердикта, двое умерли, отбывая срок. Более 90 трибуналов - то есть большинство - было проведено против сербов. При этом сербы, как правило, осуждаются, а хорваты, боснийские мусульмане и косовские албанцы получают оправдательные приговоры. По мнению многих экспертов, здесь налицо двойные стандарты международного правосудия. Несмотря на многократные обращения и предоставление всех необходимых доказательств, к рассмотрению МТБЮ не были приняты случаи массовой гибели сербского мирного населения, а также массовые преследования и издевательства над мирными сербами в концентрационном лагере "Силос". Список непринятых к рассмотрению преступлений на Балканах занимает десятки страниц, однако гаагские судьи остаются невозмутимыми.

- Любая сторона, у которой есть доказательства военных преступлений, должна предъявить факты прокурорам в Гааге, они, в свою очередь, расследуют и предоставят материалы суду, - уверенно говорил Йорис Фоорхуве, член Государственного совета Нидерландов, экс-министр обороны Нидерландов (90-е годы), профессор Нидерландской военной академии.

А профессор международного уголовного права Амстердамского университета Гёран Слейтер сетовал на то, что помехой для соблюдения судом презумпции невиновности являются СМИ.

- Плох тот судья, - возразил член Общественной палаты, вице-президент Международного союза адвокатов Генри Резник, - который поддается влиянию прессы и общественного мнения.

На вопрос ведущего телемоста, почему Радован Караджич защищает себя сам и нормально ли это с точки зрения права, Генри Резник ответил, что настаивание обвиняемого на том, что он будет защищать себя сам, нарушает равенство сторон.

- У человека должна быть профессиональная защита. Необходимо жестко отслеживать, насколько мужественно адвокат защищает интересы человека.

По мнению Генри Резника, сейчас международный трибунал несовершенен, но не имеющие срока давности военные преступления, преступления против мира и человечности, конечно же, требуют международного суда, "поскольку в национальных судах возникает колоссальное политическое давление".

Генри Резник также считает, что "все в конечном счете упирается в конкретных людей (судей. - "РГ")". Нужно стремиться к тому, чтобы в трибунале работали независимые, объективные судьи.

По мнению Генри Резника, сегодня политики циничны, руководствуются требованиями минуты и презирают право. Насилие и геноцид не остановить иными средствами, кроме как подробным и справедливым разбором дела в международных судах.

Сербия