Сейчас уже трудно установить, кому точно принадлежит остроумное определение: "Офонаревший Арбат".
По одной версии, так сказал Булат Окуджава, увидев улицу после очередной реконструкции. Народная молва приписывает эту фразу, ставшую уже крылатой, и Валентину Гафту... Впрочем, это, наверное, не суть важно. Скоро Старый Арбат офонареет снова. На 2009 год запланирована очередная реконструкция, которая, по задумке властей, должна вернуть одной из старейших московских улиц облик прежних веков.
Без "каменных сердец"
Собственно, работы уже идут. От Садового кольца до Театра Вахтангова полностью поменяли брусчатку. Серовато-розовые плиты заменили на бордово-коричневый гранит. При этом укладчики новой мостовой не пощадили "именные плитки". Сердец, пронизанных стрелой, или надписей: "Поздравляем любимую фирму с 45-летием!" на Арбате больше не будет.
Полностью, по словам руководителя департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Москвы Андрея Цыбина, эти работы должны завершиться до 25 августа. Тротуарный камень заменят на всем протяжении улицы, длина которой составляет один километр.
Но основные работы по благоустройству и реконструкции улицы начнутся в следующем году. На днях на этот счет вышло даже соответствующее распоряжение правительства Москвы. Москомархитектуре поручено обеспечить разработку предпроектной и проектной документации благоустройства Старого Арбата. В общей сложности реконструкция рассчитана на три года.
Но тут возникает закономерный вопрос: "Зачем нужна новая реконструкция? Чем не угодил тот проект, который еще в 2004 году был разработан мастерской Марины Мориной, и утвержден, учитывая мнение жителей самого Старого Арбата?"
Увы, пока ответа на него мы так и не получили. В "Моспроекте-2", в структуру которого входит мастерская Мориной, отказались давать какие-либо комментарии. Сама автор проекта тоже не знает, как сложится дальнейшая судьба ее творчества.
И без шапок-ушанок
Идея уже объявленной новой реконструкции Старого Арбата ясна пока лишь в общих чертах. Планируется, что через три года это будет прежде всего книжная улица. И определенные подвижки в этом направлении уже происходят. С Нового Арбата на Старый перекочевали все книжные развалы. Но самое главное, со Старого Арбата уже убрали всех торговцев различными сувенирами, шапками-ушанками, наградами и медалями.
Как заверил руководитель столичного департамента потребительского рынка и услуг Владимир Малышков, торговлю на Старом Арбате запрещать, естественно, никто не будет. Просто ее приведут в цивилизованные рамки. "Сегодня специалисты нашего департамента совместно с главным художником Москвы прорабатывают единую концепцию оформления и торговли Старого Арбата", - подчеркнул руководитель департамента. Скорее всего, как дал понять Малышков, всю нынешнюю уличную торговлю переместят в существующие и вновь построенные небольшие магазинчики. Для них придумают единую концепцию оформления. Возможно, в стиле ретро.
Кстати, именно проект Марины Мориной предполагал "состаривание" Старого Арбата. По нему, например, предполагалось сделать фонари наподобие газовых, которые освещали улицу на рубеже XIX-XX веков. Они более тусклые. Учитывалось пожелание местных жителей, постоянно жаловавшихся, что фонари, поставленные еще в советские времена, очень яркие и мешают им спать.
- Есть и задумка расставить на Арбате скульптурные композиции в виде обычных москвичей, как будто заглянувших сюда из прошлых веков, - рассказала "РГ" заместитель главы управы района Арбат по строительству и реконструкции Галина Саморукова. - Такие группки будут прекрасно вписываться в антураж двух-трехэтажных строений и уже имеющихся памятников. Но поскольку проект реконструкции полностью не утвержден, пока сложно сказать, найдут ли скульптуры свое место в новом облике улицы.
Кстати, под большим вопросом и знаменитая стена Цоя. Многие краеведы и столичные чиновники против нее.
А вот идеи с теплым тротуаром (чтобы и зимой на улице было как летом) и дополнительным озеленением, которые также были частью проекта Мориной, должны воплотиться в жизнь. По крайней мере они прописаны отдельными строками в распоряжении столичного правительства. Так что, похоже, и уложенная на днях новая брусчатка на Старом Арбате недолго пролежит. Для того чтобы подвести систему отопления, ее придется перекладывать заново.
Улица Арбат возникла в XIV-XV веках и с той поры неоднократно подвергалась перестройке и переделке.
В 1736 году, когда улица сильно пострадала от массового пожара, Арбат был расширен.
При реконструкции после пожара 1812 года застройка Арбата приобрела особый характер: здесь появились небольшие одно- и двухэтажные особняки, окруженные небольшими садами и дворами.
Во второй половине XIX - начале XX века значительная часть зданий на Арбате была перестроена - здесь стали преобладать доходные дома и гостиницы с лавками и магазинами.
В конце XIX века по Арбату курсировала конка, в 1904 году был пущен трамвай.
В 1920-1930-х годах образ улицы изменился в духе конструктивизма. Силуэт Арбата был сглажен, многие дома надстроены и подведены под единый карниз, часть из них разобрали.
Перед Великой Отечественной часть арбатских тротуаров выложили цветными прозрачными кирпичиками, подсвеченными изнутри. Полюбоваться на это чудо собиралась вся Москва.
В 1974-1986 годах на Арбате создана пешеходная зона.
В 2004 году мэр столицы Юрий Лужков подписал распоряжение о комплексном благоустройстве Старого Арбата. После этого было проведено несколько серий общественных слушаний, на которых местным жителям рассказывали, что собираются делать с их улицей. Было представлено два варианта реконструкции. Оба предусматривали масштабное озеленение, причем по первому варианту предлагалось высадить на Арбате 98 лип, по второму - 237, и замену бетонной тротуарной плитки гранитной брусчаткой.
В 2005 году Лужков забраковал второй вариант, сочтя 237 лип расточительством. Тогда же он впервые озвучил идею о теплом тротуаре. Одобрена была и идея замены фонарей. В том же 2005 году главный архитектор столицы Александр Кузьмин предложил заставить улицу 150 бронзовыми скульптурами в стилистике начала ХХ века. Юрий Лужков дал добро на воплощение этой идеи в жизнь, только вот несколько сократил количество скульптур. Со 150 до 20.