21.08.2008 03:00
В мире

Сотни беженцев возвращаются в Южную Осетию

Вместе с сотнями беженцев в Южную Осетию возвращается мирная жизнь
Текст:  Татьяна Павловская (Нижний Заромаг)
Владикавказ - Цхинвал - : №0 (6)
Читать на сайте RG.RU

На пограничном пункте пропуска "Нижний Заромаг" с утра выстраивается вереница машин и автобусов. Причем если десять дней назад нескончаемый поток двигался на север, то теперь он повернул в обратную сторону.

На юг везут продовольствие, одежду, медикаменты, строительные материалы и оборудование для восстановления разрушенной южноосетинской инфраструктуры. На фурах, "КамАЗах" и другой большегрузной технике номера разных регионов страны: такое ощущение, что на границе этой маленькой Северо-Кавказской республики сейчас собралась вся Россия. А рядом стоят автобусы и легковушки с людьми. По измученным лицам сразу становится понятно - это беженцы. Но уставшие глаза теперь светятся надеждой, потому что они возвращаются домой.

- Я - Мери Плиева из Цхинвала, - говорит худенькая женщина. - До 10 августа мы прятались там в подвале, а потом нас спасли российские солдаты. Мой дом полностью разрушен, но решила вернуться. Сердце болит: не знаю, что с родными, живы ли? Надеюсь, разыщу их, и мы вместе одолеем разруху.

Рядом с Мери - жительница города Квайсы Зинаида Алгурова, учительница истории местной школы.

- Мы тоже по подвалам спасались, - вспоминает она. - На моих глазах грузины расстреляли нескольких человек, которые поднялись наверх за водой и хлебом. Я просила мужчин: "Найдите оружие, чтобы мы могли защищаться". Но у них самих его не было. Город горел, когда мы уезжали. Хотели остаться, но мужчины сказали: "Спасайте детей". Во Владикавказе нас приютили знакомые: 16 человек у них жили. Нам предлагали поехать в Краснодар, в Ростов, в другие города, но мы сразу отказались. Надо ведь домой возвращаться.

Зинаида едет с тяжелым сердцем: ей ничего не известно о судьбе родных. Больше всего тревожится о двоюродной сестре Евгении Хугаевой, известной в республике артистке. "Накануне всех этих событий Женечку от перенесенного стресса парализовало, - поясняет. - Она лежала в сельском доме, с Женечкой оставалась наша сестра. Надеюсь разыскать обеих".

В некоторых машинах траурные венки. Рассказывают, что погибших в те страшные дни удавалось только слегка прикопать землей. Сейчас хотят всех похоронить по-человечески. Венки с траурными лентами видим и в автобусах с гуманитарной помощью.

- Мы из молодежной организации "Сталь", - рассказывает руководитель отряда добровольцев Александр Ходаров. - Практически все студенты. Я из Тамбова, есть ребята из Москвы, Саранска, Иванова. В Цхинвал везем медикаменты и останемся там до тех пор, пока нужна будет наша помощь.

Дорога на юг уже не выглядит как прифронтовая, хотя военной техники на пути по-прежнему встречается довольно много. Танки и бронемашины, заглушив моторы, припарковались в нескольких местах вдоль трассы, а по ней теперь движется в основном мирная техника. Жизнь возвращается в Южную Осетию.

Корпункт "Российской газеты" работает круглосуточно по адресу: г. Владикавказ, проспект Мира, д. 9, комн. 1. Телефон: (8673) 54-28-28.

Вся информация о помощи беженцам из Южной Осетии - здесь

Южная Осетия Помощь пострадавшим