Звонки в редакцию на "горячую линию" еще раз подтвердили, что некоторые местные власти "кошмарят" бизнес по полной программе.
Тем временем на совещании по малому предпринимательству, которое президент Дмитрий Медведев провел в конце июля в городе Гагарине Смоленской области, властям и силовым структурам дана ясная установка - перестать городить административные барьеры и начать помогать малому бизнесу в регионах.
О том, как защищать себя в острых ситуациях нашим читателям, советовал вице-президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА России" Владислав Корочкин.
Алена Петрикова (Москва): Я смотрела в прямом эфире совещание президента по малому бизнесу в городе Гагарине. И услышала, что везде в регионах будут создавать бюро по оперативному реагированию на жалобы малых предпринимателей. Что это за бюро и когда они появятся?
Владислав Корочкин: На совещании речь шла о создании общественных советов за соблюдением прав предпринимателей при прокуратуре, МВД, ФНС и МЧС. Эти ведомства получили очень жесткие установки всячески способствовать защите бизнеса и создавать такие советы. А постоянно действующие юридические бюро должны создавать сами предприниматели при своих общественных организациях. Принять на работу одного или двух юристов, труд которых оплачивается и на членские взносы их содержать.
Без крыши
Светлана Николаева (город Ижевск): Мы 12 лет арендовали помещение. Срок аренды заканчивался 30 декабря 2010 года. Но недавно нас поставили в известность, что договор аренды расторгнут, а помещение продано предпринимателю, у которого крупный пивной бизнес в городе.
Корочкин: расторгать договор с вами муниципалитет не имел права. Кроме того, вас должны были предупредить о расторжении договора письменно за три месяца (если договором аренды не определен иной срок уведомления).
Считаю, что ваши права как арендатора нарушены. И если помещение продано до вступления закона 159-ФЗ в силу и без объявления конкурса, такую сделку с помощью суда вполне можно признать недействительной. Информацию о наличии либо отсутствии сведений о таком конкурсе легко узнать, запросив ее в соответствующем официальном печатном издании либо узнав на официальном сайте администрации города.
Виктор Акимов,частный предприниматель (город Дивногорск, Красноярский край): Четыре года назад я задумал небольшой бизнес - лодочную станцию на берегу Красноярского водохранилища. Заключил договор аренды на земельный участок, получил разрешение на часть акватории. Все эти годы плачу аренду, но водой пользоваться не могу. На моей акватории соседи установили свой пирс.
Корочкин: Если с вашими документами все в порядке, то давно надо было подать на соседей иск в арбитражный суд. Или судиться с бассейновым хозяйством. Причем, не просто с требованием освободить этот участок, а еще и возместить убытки, которые вы понесли за четыре года.
ФАС уполномочен защитить
Галина Николаевна Ермоленко (город Лиски, Воронежская область): Мы занимались пассажирскими автобусными перевозками. На должность начальника управления потребительского рынка пришел новый человек и создал собственную диспетчерскую коммерческую службу, на содержание которой нужно ежемесячно передавать наличные деньги - 91 тысячу рублей. Мне дали малорентабельный маршрут и сказали, мол, будешь молчать, будешь работать. Но я все равно без работы. Договор на пассажирские перевозки со мной не заключают.
Корочкин: Думаю, Федеральная антимонопольная служба здесь еще может и должна сказать свое слово, выписать предписания местной администрации. Другой совет. Создайте в своем городе общественную организацию предпринимателей. Сегодня у вас проблемы, завтра у кого-то другого появятся. А если власть точно знает, что есть организация, которая борется за благоприятный бизнес-климат, то поостережется так грубо нарушать права малых бизнесменов.
Диляра Гущина (Воронеж): Два года назад мы построили в районе автовокзала красивые дорогие торговые павильоны. Аренда у нас заключена до конца этого года, но с оговоркой продления до 2010 года. Сейчас администрация требует, чтобы мы снесли павильоны, так как будет расширяться дорога и строиться автостоянка. Но рядом с нами развернула свой бизнес, причем с разрешения администрации, какая-то бизнес-леди. Она уже установила киоски.
Корочкин: Обратитесь в территориальное управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области. Специалисты разберутся, есть ли здесь нарушение законодательства о конкуренции. То есть создание неравных условий на рынке, когда одному разрешают вести бизнес, а другому нет.
Бензин из опилок
Владимир (Башкирия): Хочу взять оборудование в лизинг для производства строительных материалов - тротуарной плитки. Это реально?
Корочкин: А почему нет. Вы должны найти лизинговую компанию в вашем регионе и прийти туда с готовым бизнес-планом, подать заявку на оборудование. Многие лизинговые компании сейчас заинтересованы в привлечении большего числа клиентов. Лизинг - это по сути безопасный вид кредита, когда переданное имущество остается в собственности компании.
Александр Николаевич Ефремов, коммерческий директор (Казань): У нас есть установка по утилизации промышленного и бытового мусора. Из одного куба опилок, к примеру, получается 25 литров бензина. Это грандиозный экономический эффект. Есть мозги, документы, технологии, люди. Нет денег. Проект стоит около 10 миллионов долларов.
В Казани весть венчурный фонд. Но условия кабальные - 80 процентов дохода забирают себе. Мы не можем на это пойти.
Корочкин: Зря. Вопрос стартового капитала всегда стоит остро. Особенно если на раскрутку проекта нужно 10 миллионов долларов. Предлагая вам условия 80 на 20 - это означает, что вам "дарят" 2 миллиона долларов. При этом вы - акционеры, и вы уверены, что этот бизнес будет приносить крупную прибыль. Из венчурных проектов не такой большой процент реализовывают в конечном итоге. Риски огромные. А в венчурных фондах сегодня государственные деньги, за ними особый контроль.
Мария Козлова, индивидуальный предприниматель (Краснодарский край): У нас в крае недавно приняли закон о несовершеннолетних. 9 августа мой продавец продала пиво и сигареты 16-летней девушке, думая, что ей 20 лет. Милиция составила акт о незаконной продаже несовершеннолетней запрещенных товаров. Мы заплатили штраф 3 тысячи рублей. А вот теперь грозят наш торговый ларек закрыть. Могут ли это сделать и вправе ли продавец проверять паспорта у покупателей?
Корочкин: Проверять паспорт продавец не вправе. Кроме того, в связи с поправками в Кодекс об административных правонарушениях контроль на потребительском рынке должен осуществлять только Роспотребнадзор. Эти функции у правоохранительных органов изъяли. Что касается закрытия торговой точки, то здесь, думаю, больше страх нагоняют. По федеральному законодательству никто не вправе за нарушения правил торговли закрывать предприятие. А местное законодательство не может ему противоречить.
Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства "Опора России"
адрес: 109012, г. Москва, Новая площадь, дом 8, стр. 2
Телефон: 8 (495) 775-8111, факс: (495) 775-8191
e-mail: id@opora.ru