"Мы обязательно разберемся. Причем на самом высоком уровне", - возмущался польский президент Лех Качиньский.
Его недовольство вызвали действия капитана ВВС, который 12 августа отказался выполнить президентский приказ. Командир экипажа Ту-154, на борту которого находились руководители Польши, Латвии, Литвы, Эстонии и Украины, посадил самолет не в Тбилиси, как того требовал Качиньский, а в азербайджанском городе Гянджа.
Как утверждал в "Газете выборча" подполковник польских ВВС Веслав Гжегошевский, у летчика был на руках маршрут полета президентского самолета, заранее определенный канцелярией Качиньского. И этот маршрут не предусматривал посадку в Тбилиси. Причин тому было несколько. Не говоря об отсутствии дипломатических договоренностей о полете в Тбилиси, в тот момент не было полной ясности, кто контролирует грузинское небо, кто обеспечивает наземный контроль за авиаперелетами и в каком состоянии находятся взлетно-посадочные полосы.
Понятно нетерпение Качиньского, которому хотелось сделать подарок Михаилу Саакашвили, посадив самолет с пятью президентами в Тбилиси. Так что, после того как в Симферополе к ним подсел глава Украины Виктор Ющенко, польский лидер потребовал от пилота изменить первоначальный маршрут и направиться прямиком в Грузию.
Но командир, оценив обстановку, решил не рисковать жизнями VIP-пассажиров. В результате, как первоначально планировалось, экипаж совершил посадку в Гяндже.
Оттуда VIP-пассажиры - польский, литовский, украинский и эстонский президенты: Лех Качиньский, Валдас Адамкус, Виктор Ющенко, Тоомас Хендрик Ильвес, а также премьер-министр Латвии Ивар Годманис - добирались до Тбилиси на автомобилях, предоставленных им властями Азербайджана.
Вернувшись в Варшаву, Качиньский позвонил в Баку Ильхаму Алиеву и поблагодарил его за великолепно организованный переезд из Азербайджана в Тбилиси.
А вот о мерах, предпринятых в отношении строптивого пилота ВВС, Качиньский ничего не сказал. Хотя в ответ на вопрос, заданный ему еще в Тбилиси, польский лидер заявил, что обсудит меру наказания неподчинившегося ему летчика с главой Бюро национальной безопасности Владиславом Стасяком и шефом генштаба Франчишеком Гонгором.
Обращает на себя внимание то, что в этом коротком списке нет министра обороны Богдана Клиха. Почему? Да потому, что у министра совершенно иной взгляд на события, нежели, например, у Стасяка. Руководитель бюро безопасности считает, что пилота следует наказать, поскольку он не имел права не выполнить приказ президента.
Министр Клих, напротив, уверен, что капитан ВВС поступил правильно. Пилот отвечал за жизнь всех находящихся на борту людей. И если, по его мнению, перелет в то или иное место угрожал их безопасности, то он должен был отказаться от такого задания. Впрочем, считает Клих, сегодня уже не стоит вникать в подробности этой истории. Так что, скорее всего, в Польше замнут этот случай.