В острых дебатах депутаты работают над законопроектом, который посвящен деятельности терминалов моментальных платежей, принимающих деньги населения за различные услуги.
Сразу после летних каникул спорный документ будет рассмотрен. От того, примут ли его депутаты, зависит дальнейшее развитие терминалов.
Сегодня с помощью этих автоматов многие из нас платят не только за сотовые телефоны, но и за Интернет, коммунальные услуги. Ежесекундно автоматы принимают по 15 тысяч рублей. В день - до 250-300 миллионов рублей. При этом средний платеж каждого пользователя небольшой - от 30 до 80 рублей. В магазинах, подземных переходах, на вокзалах и в аэропортах, даже в банях и парикмахерских уже установлены сотни тысяч этих "железных" ящиков ярких расцветок. Их еще зовут "машинами свободного времени". В среднем они экономят нам по 20-30 минут ежедневно, освобождая от многочисленных очередей. А занимает один аппарат всего квадратный метр площади.
Принцип "не клиент ищет услугу, а услуга находит его" виртуозно воплощен в "терминальном" бизнесе. В ближайшей перспективе через автоматы, буквально на бегу, можно будет оплачивать авиа- и железнодорожные билеты, гасить кредиты, перечислять благотворительные взносы и бронировать билеты на спортивные и развлекательные мероприятия. А также рассчитываться с государством за все платные услуги, платить госпошлины, налоги и штрафы. Однако все это станет возможным, если осенью депутаты Госдумы одобрят новый законопроект "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" и пакет поправок в банковское законодательство.
Сейчас в России действуют две схемы приема платежей через терминалы - агентская и банковская. Первая предусматривает заключение договоров операторами по приему платежей непосредственно с поставщиками товаров, работ и услуг, то есть с сотовыми компаниями, жилищно-коммунальными службами, провайдерами. Однако в Центробанке считают, что агентская схема не вписывается в государственную политику по борьбе с отмыванием "грязных" денег. По мнению ее противников, терминалы помогают оседать в теневой экономике миллиардам рублей неучтенной наличности. А банковская схема, считают в ЦБ, этого не позволяет, поскольку "терминальщикам" приходится заключать договор с кредитными организациями и через них проводить окончательную оплату услуг. И поскольку банки обязаны жестко выполнять "антиотмывочные" законы и подконтрольны ЦБ, "грязная" наличка уже не может чувствовать себя свободно.
Между тем, по словам экспертов Национальной ассоциации участников электронной торговли, существуют чисто арифметические причины, по которым терминальный рынок не может быть основным поставщиком "черной" наличности. Сегодня в конкурентах у него и теневой рынок продовольственной и непродовольственной розницы, и теневой мелкий опт, и теневые операции с недвижимостью - всего операций с неучтенной наличностью там совершается ежегодно на сумму около 4 триллионов рублей. При этом весь денежный оборот через терминалы в прошлом году составил 142 миллиарда рублей. Законопроект предусматривает усиление борьбы с незаконным оборотом наличности через терминалы путем оборудования каждого аппарата контрольно-кассовой техникой. Контроль же за деятельностью терминалов предполагается поручить Федеральной налоговой службе.
Кстати, авторы законопроекта настаивают на параллельном существовании двух схем. Впрочем, пользователи терминалов далеки от этих дискуссий. Их волнует другое: насколько безопасно пользоваться автоматами.
Возьмите на заметку
1. Как отличить фальшивый терминал от настоящего?
"По правде говоря, нам ни разу не приходилось сталкиваться с фальшивыми терминалами, - признался председатель комитета по платежным системам и банковским инструментам Национальной ассоциации участников электронной торговли Борис Ким. - Но могу дать общие рекомендации. Прежде всего убедитесь, что в разделе "информация", который существует в каждом автомате, есть сведения о процессинговой компании и владельце терминала. Как правило, 50 процентов хозяев терминалов зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей. В этом бизнесе их еще зовут агентами, так как работают они по агентской модели, то есть по договору с процессинговыми компаниями - платежными электронными системами. Кроме того, автомат должен иметь данные о наименовании, адресе и телефонах службы поддержки".
2. Как работает терминал?
По сути это компьютер с устройством ввода денег и принтером, связанным с помощью процессинговой компании с поставщиком услуг. Сразу после внесения средств терминал (а фактически сам плательщик) дает команду информационной системе оператора связи на пополнение соответствующего лицевого счета. Сам платеж возможен в адрес только тех организаций, с которыми у владельца терминала (агента) заключен договор, по которому внесена пред оплата. Таким образом, риски неплатежей ложатся на поставщиков услуг, а не на плательщиков. При банковской модели гарантом выступает кредитная организация. В этом случае услуга стоит несколько дороже. Но есть и свои преимущества - возможность погашать кредиты и пополнять банковские счета, делать переводы другим физическим лицам, в том числе и за границу.
3. Как правильно оплатить услугу?
Будьте очень внимательны при заполнении формы оплаты, при вводе номера телефона и других реквизитов. По статистике, 99 процентов ошибок при платежах через терминалы - невнимательность клиентов. Некоторые терминальные сети сейчас предлагают воспользоваться персонализированными сервисами плательщиков - "личным кабинетом" или "записной книжкой". Они не только позволяют избежать ошибок в процессе оплаты, но и экономят время и средства. Оплатив услугу, обязательно сохраните квитанцию, она поможет разобраться в спорной ситуации. Если по каким-то причинам терминал ее не выдал, запишите все сведения об автомате, а также детали платежа - сумму, дату и время, провайдера и прочее.
4. Что делать, если деньги до адресата все-таки не дошли?
Сначала с помощью квитанции надо проверить, не сделали ли вы ошибку в номере телефона или других реквизитах. В обоих случаях надо обратиться в службу поддержки агента, процессинговой компании (их телефоны должны быть указаны в квитанции) или вашего оператора сотовой связи (телефоны указаны на сайте компании или в справочнике абонента). Операторы службы поддер жки подскажут оптимальный путь исправления ошибки. В большинстве случаев необходимо "перепроведение" платежа, для чего нужно написать заявление, приложив к нему уже оплаченную квитанцию.
5. А если терминал со всей наличностью украдут, что тогда?
По словам Кима, многие владельцы терминалов страхуют свои аппараты от кражи и вандализма.
6. Как стать владельцем терминала?
Им может стать любой гражданин с 14 лет. Но сначала надо оформить все документы и стать индивидуальным предпринимателем.
Следующий шаг - определиться с процессинговой компанией (электронной платежной системой), с которой вы хотите заключить договор. Далее необходимо приобрести терминал, подключиться к процессинговой компании и выбрать место, где будет установлен аппарат. В терминальном бизнесе удачное место определяет успех бизнеса. Прибыль владельца терминала складывается из вознаграждения, которое ему платит процессинговая компания (от 1 до 1,5 процента с оборота через терминал), и комиссии, которую владелец терминала берет с плательщика. Ее размер варьируется от 3 процентов в Москве до 7-8 процентов в регионе, где нет большой конкуренции.
По статистике НАУЭТ цена аренды за квадратный метр варьируется от 0 (в этом случае арендодатель заинтересован в привлечении новых клиентов) до 2 тысяч долларов при средней цене аренды в 200 долларов (в регионах) - 300 долларов (это в Москве и других крупных городах). Чуть меньше - инкассация и обслуживание терминала.
Сайт в Интернете: www.nauet.ru
Адрес Национальной ассоциации участников электронной торговли:
117 312, Москва, проспект 60 лет Октября, д. 9, офис 722.
Тел.: (095) 234-16-55