Более пестрого фестивального сообщества, честное слово, видеть не приходилось. Аутентично поющие фольклорные бабушки из далеких уральских деревень и рядом неформалы всех мастей, отвергающие любой официоз.
Вот носители концептуального искусства: этномузыканты, художники-акционисты, перформеры, а рядом - строгие ученые, фольклористы и археологи. Плюс неизменно активные театралы, люди из мира моды, вездесущие журналисты, представители туристического бизнеса. По замыслу устроителей "Камвы", прежде всего, ее главного идеолога Натальи Шостиной, объединил всех этих людей этнофутуризм - актуальное направление искусства, где живые традиции прошлого спаяны с современными технологиями.
Два первых фестиваля выстраивались вокруг финно-угорской тематики. Само название родилось из комбинации двух слов языке коми: "кам" - прачеловек, шаман, художник и "ва" - вода, множество рек на Урале имеет это окончание Сылва, Нейва, Ласьва...Тогда Пермская область вновь объединилась с Коми-Пермяцким округом, и в Прикамье логично потянулись участники из Финляндии, Эстонии, Карелии, Мордовии, Удмуртии, Республики Коми, Ханты-Мансийского округа. В этом году третья по счету "Камва", уже имеющая в Перми множество поклонников, проходила с впечатляющим размахом: более двухсот участников из разных регионов России и других стран, и несколько тысяч пермяков в качестве зрителей.
Как и многих людей в мире, еще не оболваненных масс-культурой, адептов "Камвы" волнуют вопросы этнической идентификации и национального самосознания. Они выступают против всеобщей нивелировки, стандартизации жизни мегаполисов. Но если европейские антиглобалисты протестуют всяческими пикетами и демонстрациями, то в Перми этот пафос направили в позитивное русло. "Камва" дарит людям праздник. Важнейшие события фестиваля происходили в формате open air: концерты и преформансы на городских площадках, ландшафтные спектакли, масштабное ночное действо "Огни на Каме". Кульминацией феста стал целый день, проведенный в Хохловке, этнографическом музее под открытым небом. Здесь "Праздник нового хлеба" сменялся ярмаркой традиционных ремесел, а фольклорные игрища, фестиваль национальной кухни и грандиозный гала-концерт объединили всех участников "Камвы".
Среди других удачных проектов - "Этномедиа": выступления музыкальных групп, исповедующих сочленение аутентичности с электроникой на фоне непременного экрана с видеорядом разной степени замысловатости. Кроме русского и финно-угорского фольклора наши музыканты проявляют недюжинный интерес к иным культурам: ирландские жиги и индийский транс, мистический вой австралийского диджериду и драйв африканских ритмов буквально сотрясали фестивальный клуб "Триумф". Еще один удачный формат - "Этномода": дефиле, музыкальные инсталляции и боди-арт от молодых российских модельеров и дизайнеров. Выставка "Искусство света" представила художников из Казани, Ижевска, Сыктывкара и Саранска, увлеченных поисками баланса традиций и новейших художественных средств. Среди театральных проектов выделился бурятский театр кукол "Ульгэр", показавший увенчанные "Золотой маской" спектакли "Поющая стрела" и "Небесный аргамак". К третьему фестивалю подоспело и его вербальное осмысление: прекрасно изданный альманах "Камва" предложил многогранное и разноликое, как и состав участников, освещение проблем этнофутуризма в научном, мифологическом, литературном, историческом ключе. А под занавес на раскопках городища Анюшкар на Обве ученые провели симпозиум "Проблемы сохранения культурно-археологического наследия в исторических ландшафтах Прикамья".
Если попытаться коротко определить особенность пермской "Камвы" в сравнении со многими другими фольклорными фестивалями, скажем, со "Славянским базаром", то это отсутствие "попсовости". Какие угодно смелые идеи, только не набивший оскомину сувенирно-матрешечный стиль! И здесь нельзя не сказать о Сергее Старостине. Главный гуру отечественных этномузыкантов, фольклорист, певец, мультиинструменталист, он окунает русскую народную песню в немыслимые сочетания с роком, джазом, электроникой (на этот раз он выступал в дуэте с перкуссионистом Марио Калдарару). И каждый раз мощной энергетикой и абсолютной естественностью Старостин задает планку своим молодым, подчас более вычурным коллегам. Его искусство - своего рода музыкальный камертон пермских празднеств.
По всем показателям КAMWA попадает в главные тренды: этника в самых разных проявлениях и world music бешено популярны во всем мире.