22.08.2008 07:00
Власть

Сергей Лавров: Сотрудничество с НАТО нужно нашей стране не больше, чем самому альянсу

Глава МИД России попросил Вашингтон признать, что демократически избранный лидер может лгать
Текст:  Евгений Шестаков
Российская газета - Столичный выпуск: №0 (4735)
Читать на сайте RG.RU

В четверг министр иностранных дел Сергей Лавров отказался хлопать дверью. Правда, дверь эта была особенная - между Россией и НАТО. "Мы не собираемся хлопать дверью, и они держат ее открытой. Здесь все зависит не от нас, а от приоритетов, которые выберет альянс", - пояснил глава внешнеполитического ведомства позицию нашей страны.

Впрочем, такая политика "открытых дверей", возможно, больше не будет распространяться на Эстонию и Латвию. В четверг, как утверждает агентство Delfi, Москва прекратила военное сотрудничество с этими государствами - соответствующие ноты были направлены их оборонным ведомствам. Однако официального подтверждения этой информации пока нет.

Как будут строиться отношения России с НАТО пока до конца не ясно. В четверг министр иностранных дел Великобритании Дэвид Милибэнд заявил, что создание комиссии Грузия-НАТО следует считать началом формального процесса вступления Тбилиси в альянс. Если это так и британский министр выразил согласованную позицию членов блока, готовых помогать режиму, который Россия обвиняет в геноциде собственного народа, то слова Лаврова о приоритетах НАТО становятся особенно актуальными.

Впрочем, как заявил глава МИД России, сотрудничество с альянсом нужно нашей стране не больше, чем самому североатлантическому блоку. Причем последнему, возможно, даже в большей степени нужна поддержка со стороны Москвы. Особенно в том, что касается международной операции в Афганистане, где, по словам Лаврова, решается судьба НАТО. В этой связи помощь, которую Россия оказывает альянсу, российский министр назвал "критической". Так что цена выбора, который предстоит сделать руководству блока, выглядит весьма высокой.

О цене выбора глава МИД упомянул и в статье, опубликованной в четверг в газете "Уолл-стрит джорнэл". В ней Лавров еще раз повторил, что Америке также придется выбирать между "их виртуальным проектом по Грузии и гораздо более широким партнерством с Россией".

Пока, поступающие из Вашингтона сигналы, министр оценил, как "зловещие". Речь, в частности, идет о решении Белого дома отменить ряд совместных с Россией учений. А также угрозах заморозить двухсторонний диалог по вопросам стратегической стабильности. Американской стороне предстоит определиться "хотела бы она таких отношений с Россией, которых заслуживают народы наших стран".

Но для того, чтобы начать движение по дороге сотрудничества администрации США, уверен Лавров, нужно сделать простую вещь: "признать лишь, что ход истории не должен зависеть целиком от того что говорит грузинский президент". И согласиться с тем, что демократически избранный лидер может лгать.

Кстати, исторический выбор, правда иного порядка, предстоит и грузинскому президенту Михаилу Саакашвили. Тот, по мнению главы российского внешнеполитического ведомства, "несет ответственность за то, как будут развиваться события в регионе дальше". В этой связи пояснил Лавров, решение Россией вопроса о признании независимости Абхазии и Южной Осетии зависит от дальнейших действий Саакашвили. Хотя, со своей стороны, Москва "понимает чувства абхазского и югоосетинского народов".

Наша страна продолжит выполнять свои функции посредника и миротворца в регионе. В пятницу в зоне конфликта будут оборудованы новые посты миротворцев, на которых останется не более 500 военнослужащих. "Все остальные будут выведены в Южную Осетию, если речь идет о миротворцах, и на территорию Российской Федерации, если речь идет о дополнительных военных силах", - добавил министр. Тем самым Москва в полной мере готова выполнить шесть принципов "плана Медведева-Саркози" по урегулированию ситуации в регионе.

Что касается еще одной "горячей" дипломатической точки - действий Украины по ограничению перемещений кораблей Черноморского флота, то Киев, по словам Лаврова, "нарушает базовые договоренности и это, говоря дипломатическим языком, вызывает недоумение". Министр сослался на базовые соглашения в отношении флота, которые по-прежнему действуют и "не накладывают никаких ограничений на передвижение кораблей Черноморского флота - ни туда, ни обратно".

Между тем

Российские корабли также продолжат нести дежурство на регулярной основе в Средиземном море, и будут осуществлять походы в мировой океан. "В тех случаях, когда это будет обусловлено необходимостью, мы продолжим использовать порты дружественных нам государств", - добавил Лавров. Видимо, еще раз вспомнив ходившие до визита сирийского президента Башара Асада в Москву слухи о возможности аренды сирийского военного порта в Тартусе в качестве возможного места будущей дислокации Черноморского флота после его ухода из Севастополя.

Внешняя политика МИД НАТО