Вчера около тысячи пассажиров авиакомпании "КрасЭйр", входящей в альянс "ЭйрЮнион", не смогли улететь из Владивостока. С задержками летали самолеты альянса из Петропавловска-Камчатского, Красноярска и других городов. Кризис, возникший из-за неплатежей за топливо, продолжается.
Пресс-секретарь "КрасЭйр" Людмила Ганжурова сообщила вчера корреспонденту "РГ", что в столице Приморья "накопилось" пять неотправленных самолетов. "Долг перед топливной компанией во Владивостоке был погашен еще в пятницу, в офис компании предоставлена платежка, однако там говорят, что руководителей фирмы в выходные нет в городе, а потому некому решить вопрос об отгрузке топлива", - пояснила Людмила Ганжурова.
На прошлой неделе топливные компании во многих городах страны отказались заправлять самолеты "ЭйрЮнион", в которую, помимо "КрасЭйр", входят также "Домодедовские авиалинии", "Самара", "Омскавиа" и "Сибавиатранс". Возникла угроза задержки 40 рейсов из столичного аэропорта Шереметьево. Федеральное агентство воздушного транспорта организовало антикризисный штаб и провело серию переговоров с заинтересованными сторонами с тем, чтобы в разгар сезона аэропорты страны не стали центрами социальной напряженности, - из-за долгов авиакомпаний страдают пассажиры. Госкорпорация "Ростехнологии" выступила поручителем перед топливными компаниями, и входящим в "ЭйрЮнион" авиакомпаниям вновь стали поставлять горючее. В госкорпорации не скрывают - отпущенного топлива хватит лишь до вторника, 26 августа, а далее тысячи пассажиров альянса вновь могут застрять в аэропортах. Заместитель руководителя пресс-службы "Ростехнологий" Александр Ужанов заявил: "Авиакомпании, входящие в "ЭйрЮнион", не способны на сегодняшний день обслуживать накопленную задолженность, а также поддерживать текущую производственную деятельность".
В перспективе компания "Ростехнологии" должна взять на себя управление государственными активами авиакомпаний, входящих в альянс, в соответствии с майским указом президента страны. Однако в настоящий момент госкорпорация еще не является акционером ОАО "Красноярские авиалинии", ОАО "Домодедовские авиалинии" и ОАО "Авиакомпания "Самара" и, следовательно, "не имеет юридических оснований для осуществления финансово-хозяйственной деятельности в них". Это, очевидно, означает, что "ЭйрЮнион" не будет до бесконечности летать за счет госкорпорации.
Между тем 21 августа Росавиация приостановила продажу билетов на регулярные и чартерные рейсы "кризисных" авиакомпаний с момента начала зимней навигации (28 октября).
В "Ростехнологии" считают, что авиаперевозчики, входящие в альянс, не смогут гарантировать своим пассажирам и контрагентам "исполнения накопленных и текущих обязательств в рамках летнего расписания". А выполнение регулярных и чартерных рейсов компаний зимой - под большим вопросом.