Александр Архангельский, журналист:
- Ни я, ни мои близкие с диетами дела не имели. К счастью. Диету я понимаю и принимаю лишь как медицинское средство. Действительно, многие болезни заставляют человека отказываться от каких-то продуктов, ограничивать себя в еде - это правильно. Иное, когда люди перестают нормально есть, пытаясь улучшить свою внешность. Часто результат оказывается прямо противоположным.
В конце концов, чтобы быть худым, нужно худым родиться. Если человек предрасположен к полноте, главное для него - не расползаться. Вовсе не обязательно изнурять себя. Кроме того, с возрастом искусственно худые люди начинают выглядеть все хуже.
Мне кажется, еду, как и все остальное, нужно выбирать по себе. Ничего хорошего не получится, если примерять на себя чужую худобу и чужое меню. С едой каждый из нас должен выстроить индивидуальные отношения. Ведь она - это не только средство существования, но и ритуал. Для того чтобы ритуал общения с миром через еду состоялся, не обязательно есть много, но и насильных ограничений быть не должно.
Еда - еще и часть сакрального мира, она играет важную роль в соблюдении религиозных традиций. Есть воздержание от еды, есть радость вкушения. Но даже самый строгий пост - это не диета, а священные отношения с материей, которой является еда. Если вы обратите внимание на то, как проходят трапезы в монастырях, то увидите, что монахи очень сдержанны в еде, в их меню, разумеется, нет излишеств. Но их трапеза - это еще и общение друг с другом, совместная радость, приобретаемая через еду.
И все же, когда речь сегодня заходит о диете, имеется в виду та самая навязанная людям идея худобы как красоты. Я категорически против диеты в этом ее смысле. Это не значит, что я пропагандирую обжорство или неразборчивость в еде. Напротив, я считаю, что самоограничение - это идеальный вариант человеческого поведения. Но есть большая разница между человеком, который просто знает, когда нужно остановиться, и тем, кто, мучаясь, отказывает себе в удовольствии еды. В конце концов еда должна радовать нас, а не огорчать. Это относится и к ее качеству, и к виду, и к количеству. Диета как идеология - это, на мой взгляд, отголосок сакральной трапезы. Только здесь ограничение в еде лишено духовного значения. К слову, очень многие традиции светского общества - обессмысленные отголоски религиозной жизни.
Я согласен, бывает так, что человеку, который всегда не знал меры в еде, нужно похудеть, чтобы стать энергичнее, полноценее жить. Врач, который пропишет этому человеку диету, разумеется, поступит хорошо. Всегда полезно знать, с чем совместим или несовместим твой организм, но знания эти нужны не для того, чтобы покрасоваться, а для того, чтобы жить полноценной жизнью. Неверно превращать медицинскую технологию, которой является диета, в идею, в моду, в цель и смысл жизни. Диета должна знать свое место.
Сергей Мазаев, музыкант:
- Я приветствую диеты и прислушиваюсь к советам диетологов. В ХХI веке без диет не обойтись. Я уж не говорю о том, что есть профессии, где условие "быть в хорошей форме" входит в профессиональный стандарт. Думаю, что на диете должны сидеть как женщины, так и мужчины.
Мы должны переломить привычные установки самовольной и самодовольной лени типа: "Это мое дело, хочу и толстею". Надо перестать относиться к диетам как к модным, но совершенно бесполезным поветриям. Диета - это не мода. Это поддержание своего организма в хорошей форме.
Люди у нас часто питаются совершенно безобразно - бессистемно и беспорядочно. Выбирают продукты по вкусу, а не по пользе. С привычкой выбирать удовольствие, а на здоровье надо что-то делать. Пора включать мозги, у многих наполненные ненужными файлами... Кто сам не может разобраться, обращайтесь к диетологам, они помогут выбрать подходящую диету.
Я сидел на диете. Вполне обычной, с преимуществом фруктов накануне активного дня, а вечером ел белковую пищу в умеренных количествах. За три-четыре часа до сна ничего не брал в рот. Четыре года я старался придерживаться этого расписания, и оно постепенно вошло в привычку, стало правилом. Ничего сложного в этом не было. Просто надо было настроиться: я это делаю для себя, а не для соседа по лестничной клетке.
Эта диета мне очень помогла прийти в себя после бурных 1990-х годов. Многие мои знакомые сидят на диете, но для них это часто временное явление,
лишь бы привести себя в форму. А диета эффективна и полезна как налаженный образ жизни. Сильные ограничения можно употреблять время от времени, а потом питаться умеренно, рационально, осознанно.
Среди множества модных современных диет много мусора, но есть и действительно хорошие диеты. Надо уметь выбрать. Диетой можно убить двух зайцев: улучшить свое здоровье и привести себя в порядок. Через 2-3 недели диеты, совмещенной со спортом, вы меняетесь на глазах. Хорошая форма, хорошее здоровье, подтянутые мышцы, и вот уже на вас обращают внимание, у вас улучшается настроение... И вы втягиваетесь. Главное - не сорваться и не послать все далеко в первые три недели.
Со времени моей последней диеты прошло уже много времени, я забыл все отрицательные эмоции. А положительных появилось так много, что я ни секунды не пожалел, что заставил себя это сделать.
И еще: из рациона питания нужно обязательно убрать алкоголь. Просто запретить ему попадать в организм. До сорока двух лет я жил с алкоголем, а потом "без", сравнение в пользу последнего.
Посоветую читателям не верить рекламе таблеток или чаев, обещающих быстрое похудение. Фундаментальные изменения требуют серьезных усилий. Быстро похудеешь - быстро и наберешь. Бога похудания нет. Есть только сила воли и здравый смысл.