Появление трещин - морщин на асфальте и опасных ям, в которые порой уходят под землю даже грузовики (как это было однажды на Ленинградском проспекте), оказывается, можно предупредить.
Город приобрел десять уникальных дорожных лабораторий, которые с помощью георадаров способны своевременно оценить качество слоев дорожного покрытия, с точностью до двух миллиметров выявить неровности и замерить в целом правильность наклона трассы. Корреспондент "РГ" лично убедился в этом, проехав с одной из таких лабораторий по городу.
Ночь. Ленинский проспект. Машины. Так, перефразируя Александра Блока, началась работа у сотрудников этой лаборатории. Экипаж машины - водитель и оператор. Сама лаборатория имеет несколько странноватый вид. Длиной около девяти метров, она похожа на гибрид обычной грузовой газели с прицепленным к верху неким подобием лестницы с люлькой аварийной службы "Горсвет". Это автодорожный сканер, изобретенный Московским автодорожным институтом. Принадлежит он Московской городской службе дорожной экспертизы и надзора департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства и с недавних пор каждую ночь, кроме дождливых, появляется на московских дорогах.
Несмотря на то что агрегат проверяет качество дорожного полотна, большая часть аппаратуры расположена на высоте - чтобы шире захватить исследуемый кусок дороги. Мощный фонарь направлен на узкую полоску асфальта перед машиной - для того, чтобы высветить поверхность для сканирования. Красная двенадцатиметровая линия лазера помогает оценить размеры любой неровности. Есть еще по паре точек лазера по бокам машины: это измеряется уклон дороги.
На Ленинском проспекте совсем недавно сделали ремонт, и похоже, что качественный - у специалистов лаборатории нет претензий. "А вот на Бусиновской развязке, откуда мы только что приехали, - совсем другая картина. Трещины, видимые даже невооруженным глазом. Чем они грозят - покажет анализ, сделанный дорожной лабораторией. Информацию на этот счет мы передадим в банк данных", - рассказал "РГ" Юрий Васильев - первый заместитель директора НИИ материалов и конструкций, доцент кафедры дорожно-строительных материалов Московского автодорожного института, курирующий работу всех десяти лабораторий.
Едем дальше - теперь на Якиманку. Максимальная скорость движения лаборатории на колесах во время работы - не более 38 километров в час. Именно это обстоятельство определяет ночной режим работы - специалисты пытаются никому не мешать, пробок на московских дорогах и так хватает.
- За ночь с помощью такой техники можно собрать информацию со 150-200 километров дороги. На первый взгляд, это не так много, ведь общая протяженность московских дорог - чуть больше пяти тысяч километров. Но аналогов этой системе в мире нет. В ряде стран есть лаборатории, которые измеряют или продольную ровность, или, например, снимают трассу на видеокамеру, чтобы позже не спеша просмотреть материал и, поняв, где именно существует проблема, выйти на место и уж тогда обследовать как следует дорогу.
На нашей машине установлены целых четыре измерительных системы. Поэтому после замеров, сделанных лабораторией, не нужно ходить еще и пешком, доводя исследование до конца. "На первом мониторе можно рассмотреть даже самую маленькую выемку - размером от двух миллиметров", - акцентирует мое внимание Юрий Васильев. - Можно увидеть и структурные изменения в толщине дорожной рубашки. В том числе определить, где слои или фактура слоя почти разрушены, что может привести в будущем к провалу. На втором мониторе показано, как работают все измерительные механизмы - то есть лаборатория, инспектируя дорожное полотно, одновременно контролирует и сама себя. Благодаря этому специалисты буквально за несколько минут могут получить полную картину происходящего как на поверхности дороги, так и в ее недрах. А раз так, то гораздо легче отслеживать и наиболее опасные участки трассы. Значит, и чинить их можно до того, как земля провалится или появятся трещины и колдобины на асфальте.
По словам руководителя департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Андрея Цыбина, после того как дорожные лаборатории накопят информацию по всем улицам, будет создана ее специальная база. И, возможно, уже в будущем году власти начнут ремонтировать улицы не на глазок, а опираясь на анализ, выданный лабораториями.