26.08.2008 04:30
Экономика

Россия вложит нефтедоллары в госкорпорации

Минфин решил, куда будут вкладывать деньги Фонда национального благосостояния
Текст:  Юрий Петров
Российская Бизнес-газета - : №0 (668)
Читать на сайте RG.RU

Государственное агентство по управлению средствами Фонда национального благосостояния сможет вкладывать средства только в корпоративные облигации, считает вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин. Агентства как такового еще нет, но еще не вечер. Кудрин пообещал, что о его создании будет объявлено уже в сентябре.

Сейчас прорабатывается возможность, что управлять средствами Фонда будет госкорпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внеш экономбанк)". При этом банк, скорее всего, сможет не только заниматься финансовыми вложениями средств на рынке, а прямыми инвестициями. Что касается агентства, то, пояснил Кудрин, на первом этапе ему будет передано до 40 процентов средств фонда. Агентство будет проводить тендеры по отбору управляющих компаний, которые и будут в конечном итоге размещать средства Фонда национального благосостояния, а также надзирать за отобранными компаниями. Ну а оставшуюся сумму, как и прежде, будет вкладывать Центробанк на прежних условиях, так как издержки от этих вложений гораздо меньшие. ЦБ, пояснил глава минфина, использует своих брокеров и поэтому не осуществляет платы за эти операции.

Судя по планам, минфин четко следует практике своих коллег из Норвегии. Там, напомним, на начальном этапе нефтедоллары вкладывались лишь в долговые обязательства стран с наиболее высшим рейтингом. И уже после обкатанной практики размещения средств на госбумагах список инструментов расширялся.

Россия, обкатав свои нефтедоллары на гособлигациях, решила вложиться в корпорации. Итак, считают в минфине, в обязательства одного эмитента должно быть вложено не более пяти процентов от объема выпуска обязательств. Причем речь идет лишь об иностранных компаниях. Другими словами, российские деньги будут инвестированы за рубежом. Правда, добавил Кудрин, что через какое-то время, речь не идет о ближайшей перспективе, средства фонда могут быть вложены и в обязательства российских эмитентов. Зависеть все будет от уровня инфляции и объема денежного предложения. Еще одно "но", которое останавливает российские власти от вложения нефтедолларов в отечественный бизнес, - недостаток на рынке надежных бумаг. В частности, сказал он, "у нас на рынке нет бумаг с рейтингом "ААА".

Отметим при этом, что по замыслу минфина, вложить в более рискованные бумаги с большой доходностью можно около 20-30 процентов средств Фонда национального благосостояния. В спокойные годы они дают неплохой доход. Но стоит ли идти на такие рискованные шаги в разгар финансового кризиса?

Есть, правда, один неприятный момент. Страны Запада одна за другой принимают законы, защищающие собственный бизнес от проникновения в него госкапиталов, так называемых фондов будущих поколений. Норвегия, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты уже давно успели вложить свои нефтедоллары в западные активы. Правовое законодательство стало меняться лишь тогда, когда нефтедоллары начала накапливать Россия. В частности, закон, ограничивающий зарубежные государственные инвестиции в стратегические сектора США, был принят более двух лет тому назад. Наряду с обороной, космосом и высокими технологиями американцы стратегическими признали и весь энергосектор, включая нефтяную отрасль. Европа чуть отстала от своих заокеанских коллег, но также торопится поставить барьеры нефтедолларам. По крайней мере, в ближайшее время стоит ожидать подобного американскому закону и в Германии. Так что российским чиновникам следует поторопиться, чтобы успеть к разделу последнего куска пирога.

Макроэкономика Инвестиции Минфин