Российским гражданам - туристам и трудовым мигрантам, попавшим в неприятную историю с криминальным окрасом, как правило, приходится полагаться только на помощь местной полиции. Но бывает так, что в случившемся быстро и по существу мог бы разобраться только наш, российский милиционер.
Ведь нередко жертвы преступлений или преступники - россияне. Например, турецкий, испанский или, скажем, египетский сыщик будет долго вникать в тонкости взаимоотношений гостей из далекой страны, расследуя кражу, избиение, гибель или даже убийство. Зато следователю из России гораздо проще обратиться за необходимой информацией к коллегам на Родину, свериться с базами данных о той или иной личности. Для местных полицейских это подарок - меньше головной боли, отпадают многие формальности по выдаче преступников. А мелкие, но досадные недоразумения, связанные с незнанием нашими гражданами чужих условий и особенностей, утрясаются сами собой.
Вот простой пример. У российского туриста пропала ценная вещь - фамильное золотое кольцо. У него есть все основания подозревать в краже своего знакомого по экскурсионной группе, который почему-то срочно прервал отдых и вернулся домой. Можно представить, что услышит обокраденный турист от дипломата на свою жалобу - мол, возвращайтесь в Россию, пишите заявление в правоохранительные органы и ждите результатов. А милиционер может принять заявление здесь же, "за бугром". И позвонить коллегам в уголовный розыск - проверьте, парни, нет ли у некоего гражданина колечка с особыми приметами? И вообще, нет ли гражданина в наших информационных базах, не объявлен ли он в розыск? Глядишь, преступление раскроют по горячим следам.
Функции таких "туристических милиционеров" могут взять на себя офицеры связи МВД при российских посольствах. Пока такие офицеры есть только в девяти странах - некоторых государствах Центральной и Средней Азии и Организации Черноморского содружества. Работают они на основании Указа президента и международного договора о Сети офицеров связи.
Корреспонденту "Российской газеты" рассказали в МВД, что поначалу задача офицеров связи была только одна - координация действий с местными правоохранительными органами по борьбе с наркотрафиком. Собственно, первые милицейские представительства для этого и появились в Афганистане и Таджикистане. Затем круг обязанностей расширился - противодействие всей трансграничной преступности. Здесь и обмен информацией, взаимные запросы об объявленных в розыск преступниках, выдача задержанных, наведение порядка в миграционных процессах, совместные операции против контрабандистов и террористов.
Но самое главное - именно командированные в другие страны сотрудники занимаются розыском и возвращением на Родину похищенных или увезенных обманом людей. Известно много случаев, когда девушки, отправляясь в чужую страну работать официанткой, гувернанткой или, например, танцовщицей, вдруг оказываются в публичном доме. У них отбирают документы, деньги, мобильные телефоны, личные вещи. Для местной полиции такие рабыни - вне закона. В лучшем случае, если кому-то из них удастся вырваться из плена и добраться до полицейского участка, их депортируют в Россию. В худшем - вернут сутенерам. Еще сложней - выручать из рабства похищенных детей. Порой местные полицейские не могут даже понять запуганного ребенка.
Российский милиционер сможет гораздо быстрей и эффективней помочь несчастным - связаться с родственниками, организовать доставку денег и документов, просто сократить мучительную процедуру установления личности. И, что важно, дать своим коллегам в России сведения о канале поставки "живого товара".
Теперь в МВД могут возложить на своих представителей за рубежом и помощь туристам. Кстати, полицейские офицеры многих стран, работающие при посольствах в России, обязаны помогать своим согражданам во всех трудных ситуациях.
Корреспонденту "Российской газеты" сообщили, что количество офицеров связи МВД в российских посольствах увеличено до 41 сотрудника.