26.08.2008 04:32
Экономика

Власти Приамурья пытаются подкорректировать статистические данные

Каждый статистический показатель имеет объяснение
Текст:  Виктория Давыскиба (Амурская область)
Российская газета - Приамурье: №0 (4736)
Читать на сайте RG.RU

Росстат обнародовал основные статистические показатели социально­экономического положения по Дальневосточному федеральному округу. Амурская область, согласно расчетам, вышла в лидеры по обороту розничной торговли (13,3 процента за I полугодие) и индексу потребительских цен (1,1 процента к июню - самый низкий в регионе показатель).

По каким показателям еще оценивает экономику современная статистика и можно ли ей верить? На эти и другие вопросы отвечает заместитель руководителя территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Амурской области (Амурстата) Елизавета Гудим.

Российская газета: Елизавета Николаевна, согласно Федеральному закону № 131 на вас возложен мониторинг социально­экономического развития муниципальных образований. Какие показатели отслеживает так называемая муниципальная статистика?

Елизавета Гудим: В Приамурье 319 муниципальных образований, и властям необходимо иметь четкую картину того, что там происходит, выполняются ли принятые законы, насколько качественно муниципальное руководство исполняет свои полномочия. Это возможно контролировать с помощью всевозможных показателей, сводных данных, которые впоследствии ложатся в основу планов социально­-экономического развития и помогают отследить межбюджетные отношения. К примеру, только в Свободненском районе 23 сельсовета, и в каждом требуется собрать данные по здравоохранению, ЖКХ, образованию, культуре - практически все показатели, которые вообще поддаются подсчетам.

РГ: Можно сказать, как у Ильфа и Петрова, вы считаете все, кроме стульев?

Гудим: Будет необходимость - и стулья подсчитаем. Если серьезно, то часть наших объектов охватывается сплошным методом - то есть мы составляем сводку всех показателей без исключения. Это касается крупных и средних предприятий. По остальным объектам сводка выборочна, к примеру по малым и индивидуальным предприятиям, организациям розничной торговли. В таком случае по определенным слоям - допустим, по численности работающих либо по годовому обороту средств - задается автоматизированный режим выборки, скажем каждый десятый или каждый пятый. Кстати, у нас в области 13,4 тысячи юридических лиц, то есть предприятий и организаций, плюс 23 тысячи индивидуальных предпринимателей.

РГ: В каких пределах тогда допускается статистическая погрешность?

Гудим: Статистическая погрешность допустима при выборочном исследовании. Например, когда из имеющихся 900 объектов подвергается анализу только 100, а затем производится дорасчет на общее количество объектов. Погрешность может составлять максимум 3-5 процентов. Так как расчеты довольно сложны, у нас работают экономисты, очень хорошо знающие математику. Вообще, коллектив профессиональный - более тридцати человек работают здесь по 20 лет и больше. Амурстат - это 269 специалистов, 19 отделов, в том числе 5 межрайонных. Каждый сотрудник ставит под своей работой подпись и указывает номер телефона - на случай, если нужно будет что­то уточнить. На все абсолютно цифры мы должны иметь объяснения. Допустим, уменьшился или увеличился индекс промышленного производства - мы обязаны знать, за счет каких предприятий это произошло.

РГ: Как именно вы собираете данные?

Гудим: Из отчетов, которые нам представляют с мест предприятия, организации, муниципальные власти.

РГ: То есть возможные статистические ошибки - это, получается, вовсе и не ваши ошибки?

Гудим: Ну на то мы здесь и сидим, чтобы не допускать ошибок. Их же сразу видно.

РГ: А каким образом вы вычисляете неточности? Можно ведь, наверное, любую цифру при желании указать.

Гудим: Во­первых, каждую из них мы подвергаем арифметическому контролю, то есть, например, значение суммы не может быть меньше любого из слагаемых. Верно? А кроме того, логические неувязки моментально бросаются в глаза - профессионалу, конечно. Наши специалисты владеют всей необходимой информацией о предприятиях и организациях, с которыми они работают. Это новичку, не имеющему представления о статистике конкретного предприятия за несколько месяцев или лет, без разницы, стоит ли в колонке "100", "1000" или "10000". А наши опытные специалисты немедленно распознают любые неточности. У них глаз наметан. Поэтому, если вдруг в полученном отчете указан подозрительный показатель, то аналитик его перепроверит сто раз.

РГ: И что ждет тех, кто представляет вам неверные данные? Их как­то наказывают?

Гудим: Руководителю или главному бухгалтеру в соответствии с Административным кодексом - замечание либо штраф. В 2007 году было 15 таких случаев. Нынче - пока только четыре.

РГ: А к вам когда­нибудь поступали "рекомендации" или "просьбы" со стороны властей, скажем так, слегка подкорректировать статданные?

Гудим: Просьбы эти были, есть и, наверное, будут. Но сформированные данные никакой корректировке не подлежат, нравится это кому­-то или нет. Статистику "корректировать" бессмысленно. Это лицо страны, и оно должно быть собственным, узнаваемым, а не нарисованным. И к тому же без точной статистики невозможно узнать истинное положение вещей. Вот, допустим, можно сколько угодно говорить о повышении уровня жизни в Амурской области в последние годы. Но если коэффициент смертности еще 25 лет назад был 8-9 человек на тысячу населения в год, то в 2007 году он составил уже 14. А с января по июнь текущего года - 15,5.

РГ: На вашем официальном сайте можно найти всю статистику?

Гудим: Да, всю, предусмотренную федеральной программой статистических работ. В полном соответствии с Федеральным законом "Об официальном статистическом учете и системе госстатистики" мы выкладываем информацию на сайте http://www.stat.amur.ru непосредственно для потребителей. Кроме того, работаем с программой "Электронная Россия" и отсылаем данные в Росстат, который, в свою очередь, аккумулирует цифры со всех регионов и делает свои аналитические выкладки, рассылает их дальше, например в Евросоюз. Так что видите, какой большой путь у цифры, отражающей, допустим, динамику развития любого амурского предприятия: сначала она попадает к нам, затем - в федеральный центр, а впоследствии она, пусть и в небольшом удельном весе, но уже фигурирует в статистических данных, по которым Европа изучает Россию.

РГ: А информационные справочники и бюллетени вы по­прежнему выпускаете?

Гудим: Обязательно. Вот один из самых, пожалуй, объемных и свежих вы видите у меня на столе. В нем - 558 страниц. Здесь все данные, характеризующие Амурскую область в 2008 году. По всем направлениям и сферам жизнедеятельности - от укомплектованности кадрами детских садов до объемов производств конкретных предприятий.

РГ: Образно говоря - все, включая стулья?

Гудим: Именно так.

Макроэкономика Амурская область Дальний Восток