26.08.2008 02:20
Общество

Российская экономическая академия имени Плеханова ищет нового руководителя

Академия имени Плеханова готовится к выборам нового руководителя
Текст:  Мария Агранович
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4736)
Читать на сайте RG.RU

В одном из самых сильных экономических вузов страны - Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова - грядут выборы ректора: вчера в Федеральном агентстве по образованию был утвержден список кандидатов. В их числе - и.о. ректора Виктор Гришин и депутат Госдумы Валерий Зубов. Как развиваться отечественному высшему образованию и как готовить квалифицированных экономистов? Претенденты на ректорское кресло отвечают на вопросы "РГ".

Российская газета: Сегодня в Министерстве образования и науки РФ уверены: вузы в России нужно сокращать, в стране должно остаться не более 200 учебных заведений, дающих качественное образование. Как вы думаете, эта мера эффективна?

Валерий Зубов: Мера - неизбежная, а об эффективности будем говорить в процессе реализации. Нам необходим прорыв в качестве образования, где, как показывают последние международные рейтинги, мы стали отставать уже и от азиатских стран. Предлагаемые минобрнауки структурные изменения болезненны, но дают реальный шанс тем, кто на самом деле хотел бы видеть высшую школу не "cобесом", а инвестиционной отраслью.

Виктор Гришин: Наше образование должно быть эффективным и профессиональным. При том количестве вузов, которые сегодня есть в России, далеко не каждое учебное заведение может по праву гордиться квалификацией своих педагогов и качеством образования. Особенно это касается платных вузов. Зачастую преподаватели там не очень высокого уровня, инфраструктура, мягко сказано, хромает. Занятия порой проводятся вообще в полуподвальных помещениях. Считаю, что речь должна идти не о прямом сокращении вузов, простом их закрытии, а по итогам серьезных проверок, аттестации, оценки уровня преподавательского труда и пр.

РГ: Какими должны быть критерии отбора вузов, которые в будущем составят основу российского высшего образования?

Зубов: В первую очередь это должны быть вузы, эффективно готовящие специалистов, способных конкурировать с выпускниками ведущих зарубежных вузов за лучшее место в глобальной экономике. Возможно, на начальном этапе это будут даже не целые вузы, а отдельные факультеты, программы, школы.

Гришин: Главное - настоящий вуз не может сегодня существовать без науки в нем. Важно все - научные исследования, которые ведутся на кафедрах, проекты студентов, проекты самих преподавателей, которые должны гораздо активнее, на мой взгляд, участвовать в научной, а иногда и в производственной деятельности.

РГ: Сегодня много говорится о необходимости интеграции образования, науки и бизнеса. Однако в правительстве РФ отмечают, что исследования и разработки по-прежнему нацелены лишь на ресурсы федерального бюджета. Как сдвинуться с мертвой точки, чтобы в интеграции были заинтересованы все стороны?

Зубов: Абсолютно правильная констатация ситуации. Финансирование современного вуза (я говорю, конечно, об экономическом вузе), как и науки, должно начинаться с частных денег. Именно частное финансирование наиболее точно определяет перечень необходимых продуктов, специальностей и их необходимое качество. Но и государство не должно отходить от увеличения расходов на образование. К сожалению, по федеральному бюджету приоритетным образование не выглядит - удельный вес расходов на образование на протяжении последних лет является устойчивым, даже с некоторым снижением.

Что делать? Считаю, что бизнес должен участвовать в управлении вузом, а в Совет директоров предприятий необходимо включать независимых директоров из числа профессорско-преподавательского состава вуза. Но самое главное, вуз должен дать ясный сигнал бизнесу и государству, что он начинает выпускать качественно новую продукцию - специалистов для инновационной экономики в соответствии с международными стандартами.

Гришин: Не могу согласиться с тем, что мы находимся в мертвой точке. Сегодня многие ведущие вузы, такие как МГУ, МГИМО, ВШЭ, связаны с различными производственными структурами. Активно заключают контракты, разрабатывают совместные образовательные программы. В Плехановской академии тоже такое сотрудничество налажено - недавно мы заключили соглашение с Государственной корпорацией "Ростехнологии", которая готова открыть у нас свои кафедры. Специалисты "Ростехнологий", возможно, будут читать у нас лекции и проводить семинары. У наших преподавателей появится возможность напрямую поработать с их экспертами. Конечно, такая интеграция сегодня более доступна для крупных вузов с хорошей технологической базой.

РГ: Известно, что в России переизбыток юристов и экономистов, но дефицит хороших специалистов в этих областях. Способны ли сегодняшние молодые экономисты вывести страну к "экономике знаний"?

Зубов: Мой многолетний преподавательский опыт свидетельствует - однозначно да. У молодежи всегда горят глаза, когда им ставят достойные задачи. Думаю, что у экономистов сейчас примерно такой настрой, как мы помним по фильмам "Девять дней одного года" и "Укрощение огня". Только то была эпоха физиков и ракетчиков, а сегодня пришла эпоха экономистов.

Гришин: Безусловно. Сегодняшняя молодежь уже понимает, что, хотя высшее образование необходимо, но оно - не панацея. Сегодня важнее не "корочка", а знания. Думаю, в ближайшее время меры по сокращению вузов и улучшению качества преподавания в них приведут к тому, что в стране появится гораздо больше квалифицированных специалистов, и не только в области экономики.

Образование