27.08.2008 05:02
Происшествия

Подводные кладбища оружия на Балтике угрожают судам и людям

Подводные кладбища оружия на Балтике угрожают судам и людям
Текст:  Анна Шонова
Российская газета - Запад России: №0 (4737)
Читать на сайте RG.RU

Около 60 судов со времен Второй мировой войны затоплены в Балтийском море у побережья Калининградской области. Большая их часть загружена боеприпасами, и с каждым годом они становятся все более опасными.

Еженедельно водолазы поисково-спасательного подразделения Госакваспас опускаются на дно в "проблемных" точках и фиксируют происходящие изменения. Видеосъемка с места события вкупе с приложенным докладом о разрушении объекта, его потенциальной опасности отправляется сразу в несколько адресов: в МЧС, Балтийский флот, руководству приморских муниципалитетов, правительство области. За несколько лет в этих структурах накопилась изрядная пачка подобных докладов. По поводу военного "наследства" специалисты и общественность давно бьют тревогу. Однако ситуация практически не изменилась. 

- Мы спускаем водолазов с 2001 года - с момента создания нашего подразделения, - рассказывает руководитель Госакваспаса Николай Шеремет. Подразделение находится возле моря - в Балтийске. Отсюда его сотрудники совершают выезды со спуском водолазов по всему побережью. - В ходе каждого погружения мы фиксируем техническое состояние объекта, а также смотрим, сколько еще снарядов было вымыто из судна в грунт. У нас есть подводные металлоискатели, которые улавливают ферромагнитное излучение из-под песка. И с каждым годом это излучение становится все ближе к берегу.

Немецкие баржи с боеприпасами в Балтийске и Пионерском, ледокол в районе Балтийской заставы, эсминцы и катера возле поселка Хмелевка - это лишь часть объектов из всего списка затонувших судов, местонахождение которых обозначено на карте Госакваспаса черными точками. Всего у побережья Калининградской области покоится на дне 58 судов и барж. А по всей Балтике таких объектов насчитывается 465.

Как считают сотрудники поисково-спасательного подразделения, в первую очередь необходимо поднять и разминировать баржи, находящиеся в непосредственной близости от населенных пунктов. Так, в Пионерском работы по подъему баржи начинались еще несколько лет назад. Но каждый раз дело останавливалось - не хватало денег. Тем временем штормы делают свое дело: снаряды вымываются из трюмов, покрываются на дне слоем песка и под воздействием подводных течений постепенно двигаются к берегу.

- В мае этого года в Зеленоградске мы нашли ударную всплывающую мину образца еще 1914 года, - рассказывает начальник мобильного поисково-спасатель-ного подразделения Госакваспаса Евгений Ткаченко. - Она лежит на полутораметровой глубине фактически в 50 метрах от находящегося на берегу детского сада. Свою работу мы сделали - обследовали, провели видеосъемку, доложили, сколько там тротила и каковы возможные последствия взрыва. Однако мина до сих пор лежит на том же месте.

Точно так же обстоят дела с затонувшей баржей в самом Балтийске, как раз напротив Гвардейского бульвара. По одной версии, судно везло боезапас в Пиллау (довоенное название Балтийска) и затонуло в полутора километрах от берега. По другой - его потопили советские солдаты, сгрузив туда все немецкое оружие, которое оставалось в городе после штурма. Как утверждают водолазы, в пользу второй версии говорит тот факт, что реактивные снаряды, фаустпатроны загружены на баржу в большом беспорядке. А максимальную опасность, по мнению специалистов, представляют минометные мины. Они могут сдетонировать в любой момент.

- С каждым годом подъем на поверхность оружия становится все более проблематичным, - продолжает Евгений Ткаченко. - Снаряды лежат на судне слоями. Те, которые находятся сверху, мы можем поднять на поверхность и по одному передать саперам. А нижние слои представляют собой практически сплошной монолит: в результате коррозии боеприпасы как бы свариваются друг с другом. Может случиться еще так, что внизу окажется бомба или неизвлекаемый взрыватель. Тогда придется подрывать ее прямо на месте. Поэтому, кстати, мы не можем оценить, в какую сумму обойдутся все эти работы по разминированию. Конкретную цифру можно назвать только после того, как будет снят верхний слой.

Аналогичная ситуация и в Пионерском. Причем баржа там находится гораздо ближе к берегу - на глубине два-четыре метра. Ее даже бывает видно во время шторма. Первая попытка вытащить баржу на берег была в 1958 году. Тогда ее не обследовали, а решили сразу подорвать, чтобы достать частями и пустить на металл. Но специалистам показалось, что взорвались не все снаряды, а лишь часть. Потому баржу после этой операции трогать не рискнули. Только несколько лет назад водолазы совместно с саперами достали со дна сотни боеприпасов. Причем поднимались на поверхность те снаряды, которые были на виду на барже или вокруг нее. Нетронутыми остались трюмы судна, которые, по мнению водолазов, доверху набиты опасным грузом. Впрочем, разговоры о том, что объект возле Пионерского все-таки будет вскоре ликвидирован, слышны в последнее время гораздо чаще. Вполне вероятно, что необходимость убрать источник повышенной опасности от городского побережья связана с планами местных властей организовать здесь марину для яхт.

Пока же затонувшие баржи привлекают к себе внимание дайверов и охотников за оружием. А учитывая, что с каждым годом снаряды прибивает ближе к берегу, невольными жертвами могут стать и отдыхающие на пляже, включая детей.

Комментарий


Сергей Кшнякин, первый заместитель начальника главного управления МЧС по Калининградской области:

- Подъем баржи в Пионерском запланирован на второй квартал 2009 года. Чтобы полностью обезопасить побережье в этом районе, предстоит выполнить большой объем работы. Во-первых, провести грунторазмывочные работы на дне, площадью примерно в 100 квадратных метров. Ведь очень много снарядов находится под толстым слоем песка. Во-вторых, снять с баржи стальные листы для доступа в трюмы, и сами трюмы тоже освободить от песка. После этого водолазы займутся подъемом снарядов на поверхность, где будут передавать их саперам. По оценке специализированной саперной организации, стоимость всех этих работ составит 2 миллиона 243 тысячи рублей. Правда, подсчет этот производился еще в 2006 году, когда было поручение губернатора Георгия Бооса детально обследовать место затопления баржи. В следующем году финансирование работ по подъему боеприпасов со дна и из баржи и доставке их на берег возьмет на себя МЧС России. Их вывоз и уничтожение, которое произведут специалисты Балтийского флота, оплатит правительство области. Из регионального бюджета также будут выделены деньги на работу крана и подъем со дна фрагментов самой баржи. Что касается аналогичного объекта в Балтийске, то в настоящее время он представляет гораздо меньшую угрозу населению и портовым судам, чем в Пионерском. Вопрос о его обезвреживании будет рассматриваться по окончании работ у пионерского побережья.

Охрана порядка Калининградская область Северо-Запад