28.08.2008 04:00
Экономика

Мнение эксперта: Только несколько авиакомпаний смогут "выжить" на российском рынке

Минтранс убедил кредиторов "ЭйрЮнион" подождать еще
Текст:  Татьяна Шадрина
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4738)
Читать на сайте RG.RU

Обещанное правительством топливо из "Росрезерва" для альянса "ЭйрЮнион" поступило в резервуары столичного аэропорта Домодедово во вторник вечером.

Однако пассажирам двадцати двух рейсов пришлось ждать вылета всю ночь - в аэропорту отказывались обслуживать задолжавшие компании.

Как и прогнозировали эксперты "РГ", во вторник у "ЭйрЮнион" в очередной раз кончился керосин. После вмешательства председателя правительства Владимира Путина горючее для должников нашли в государственных запасах под гарантии госкорпорации "Ростехнологии". Предполагается, что его хватит до 7 сентября.

Но возникла новая проблема - эксперты полагают, что теперь Домодедово, да и другие аэропорты страны, добиваются гарантий оплаты по услугам аэропортов. Например, за буксировку, диспетчерские услуги и тому подобное.

К тому времени, когда почти все строчки на домодедовском табло прилета-вылета уже окрасились в запрещающий красный цвет, в аэропорту приземлился спецрейс министра транспорта Игоря Левитина - он вернулся из рабочей поездки во Владикавказ. И прямо с трапа отправился на совещание с заинтересованными сторонами.

Переговоры носили закрытый характер. Наблюдатели из отрасли полагают, что в итоге госкорпорация "Ростехнологии", которая готовится стать крупным акционером авиакомпаний "ЭйрЮнион", в очередной раз поручилась за альянс. Во время подобного коллапса в Домодедове на прошлой неделе госкорпорация уже давала подобные гарантии - как раз до вторника. При этом в "Ростехнологиях" сомневались, что будут делать это впредь. Очевидно, Игорь Левитин нашел новые убедительные аргументы для руководства Домодедова, "Ростехнологий", а также конкурентов альянса - "Аэрофлота" и "Сибири", которые уже несколько дней на своих рейсах сажают на свободные места пассажиров с билетами альянса.

Как бы то ни было, утром самолеты "ЭйрЮнион" стали один за другим подниматься в небо. Вчера вице-премьер Сергей Иванов, которому Владимир Путин поручил "разрулить" ситуацию, на заседании правительственной комиссии по транспорту и связи одобрил инициативу минтранса по привлечению к решению проблемы авиакомпаний-конкурентов: "Это хорошо, что наши крупные перевозчики вошли в положение и на сегодня фактически бесплатно перевозят пассажиров". Он отметил, что на данный момент приоритетом является обеспечение бесперебойных авиаперевозок.

Однако в дальнейшем за массовые задержки рейсов альянсу придется платить по счетам. Внеочередные советы директоров компаний "КрасЭйр" и "Домодедовские авиалинии", входящих в альянс, состоятся уже на следующей неделе, пообещал Игорь Левитин. Планируется определиться со сроками аудита должников с участием представителей госкорпорации "Ростехнологии".

комментарий

Елена Сахнова, аналитик:

- Произошедшее с альянсом - закономерность. На рынке должны выживать сильнейшие, те, у кого правильная политика управления и развития. "Эйр Юнион" продержится еще максимум года полтора, и все это время будет постепенно умирать. Не поможет и госкорпорация "Ростехнологии", которая сейчас должна взять активы альянса и на их базе, фактически с нуля, создать нового перевозчика.

Из-за роста цен на топливо судьба большей части из сотни российских авиаперевозчиков видится плачевной. В конце концов на рынке останется всего 5-7 компаний. Чтобы уйти от судьбы "ЭйрЮнион", авиаперевозчикам сейчас нужно укрупняться, консолидироваться с сильными своими коллегами. В первую очередь с теми, у кого хороший менеджмент и высокий уровень безопасности полетов.

Между тем

Вчера в середине дня тысяча пассажиров "ЭйрЮнион" ожидали вылета в аэропортах страны. Причины - отсутствие топлива или самолета, который не прибыл из другого аэропорта. Во Владивостоке и Южно-Сахалинске ситуация более -менее нормализовалась - несколько тысяч человек, которые дожидались своих рейсов более двух суток, смогли улететь. Аэропорт Минеральных Вод предоставил "ЭйрЮнион" горючее в долг, чтобы не создавать трудностей пассажирам.

Авиатранспорт