Минфин разработал меры, которые помогут ликвидировать бедность среди пенсионеров. В министерстве подсчитали: если они будут приняты, через пять лет средняя трудовая пенсия увеличится, по сравнению с 2007 годом, на 223 процента.
"Антикризисный план" подробно изложен в проекте бюджетной стратегии до 2023 года, подготовленной минфином. К идее пенсионной реформы разработчиков подтолкнула демографическая ситуация. В ближайшие годы число пенсионеров и работающего населения практически сравняется, в то же время будет расти доля работников, которые участвуют в системе накопительных пенсий. А с финансированием страховой части пенсий возникнет проблема.
К тому же, несмотря на постоянный рост пенсий, его темпы заметно отстают от темпов роста зарплат: за последние семь лет зарплаты в среднем выросли в 2,6 раза, а пенсии - лишь в 1,9 раза. Если ничего не делать, разрыв будет нарастать. Подготовленные меры позволят довести коэффициент замещения (отношение средней пенсии к средней зарплате) до 30 процентов против нынешних 23 процентов.
Новации предлагается внедрять уже с 2010 года. В основном они связаны с реформированием единого социального налога (ЕСН). Во-первых, три процента ЕСН из шести, которые сегодня работодатели направляют на накопительные пенсионные счета, должны пойти на выплату действующих пенсий. А для всех граждан моложе 1967 года рождения предлагается ввести дополнительный страховой взнос - три процента от зарплаты. Эти средства будут зачисляться на персональные накопительные счета граждан и оставаться их собственностью.
Во-вторых, минфин предлагает пересмотреть регрессивную шкалу ЕСН. Сейчас ставка налога для зар плат до 280 тыс. рублей в год составляет 26 процентов, до 600 тыс. рублей в год - 10 процентов, выше этой суммы - 2 процента. По планам минфина, по верхней планке в 26 процентов будут облагаться зарплаты до 1,1 млн рублей в год, а по ставке в 10 процентов - до 2,3 млн рублей.
В-третьих, пенсионную систему предлагается поддержать деньгами Фонда национального благосостояния. Размер такой дотации должен ежегодно составлять 0,6 процента ВВП.
И, наконец, отдельно, в рамках реформирования пенсионной системы, может возникнуть вопрос о повышении пенсионного возраста. В проекте бюджетной стратегии он, правда, не поднимается. Но, судя по всему, в ближайшее время такой непопулярный шаг все равно будет предложен. "Через 10-15 лет пенсия будет напрямую связана с пенсионным возрастом", - передало слова министра финансов во время выступления в Госдуме РИА "Новости".
Михаил Дмитриев, президент Центра стратегических разработок:
- Нравится, это нам или нет, но пенсионный возраст в России со временем придется увеличивать. Это позволит поддерживать более высокий уровень пенсий. Правда, при условии, если средняя продолжительность жизни в стране будет устойчиво расти, скажем, до 75 лет, а смертность снижаться.
Повышение порога зарплат, до которого фонд оплаты труда облагается максимальным ЕСН в 26 процентов, правильная мера, поскольку интервал шкалы ЕСН оставался неизменным с 2001 года, тогда как номинальные зарплаты в стране увеличились уже более чем в 5 раз. И увеличение "зарплатного потолка" - это не более, чем возврат к уровню налогообложения ЕСН, который был в стране в 2001 году. Однако проблема в том, что только за счет шкалы регрессии ЕСН удержать коэффициент замещения на уровне 30 процентов не удастся: после 2010 года, по нашим оценкам, он снова начнет снижаться.
Не сильно повлияет на текущий размер пенсий и новый "молодежный" налог в 3 процента. Он смог бы увеличить пенсии для будущих пенсионеров, но при условии, что не будут снижены накопительные взносы, которые сегодня поступают на их счета за счет ЕСН. А при частичном перераспределении этих средств пенсии будущих пенсионеров от введения "допвзноса" не вырастут.
Но есть и другие резервы. За последнее десятилетие государство в процессе приватизации увеличило стоимость своих имущественных активов, объектов недвижимости. Далеко не все они необходимы, с точки зрения стратегических и оборонных интересов. Поэтому такого рода ресурсы могут быть направлены на формирование пенсионных накоплений для работников младших и средних возрастов. За счет этих ресурсов должны формироваться пенсии и надбавки.
Евсей Гурвич, руководитель Экономической экспертной группы:
- Реформирование ЕСН - абсолютно необходимая мера. Если оставить нынешнюю шкалу налога без изменений, то к 2023 году для пенсий, социального и медицинского страхования останутся минимальные ресурсы.
Налог в три процента "на молодежь", а три процента - на работодателей? На мой взгляд, подобное софинансирование логично, так как сама молодежь будет получателями этих взносов. Фактически речь идет о перераспределении доходов между работниками и пенсионерами. Работодатели и работники будут платить несколько больше налогов, зато пенсионеры получать большую пенсию.
Но в конечном итоге проблему поддержки роста пенсий все предлагаемые меры решают до 2023 года. Дальше все равно придется повышать пенсионный возраст. И делать это необходимо заранее, например, начав постепенное повышение в 2015 году. Иначе за пределами 2023 год не хватит никаких ресурсов на поддержание пенсионных выплат. В перспективе важно решить еще одну задачу пенсионной системы: повысить доходность накопительных пенсий. Сегодня она ниже инфляции. Для этого необходимо вкладывать средства не только в государственные облигации, но и в акции, корпоративные облигации.