28.08.2008 03:30
Экономика

Сергей Иванов: Для увеличения грузооборота порты надо подключить к железнодорожной системе

Вице-премьер Сергей Иванов намерен вернуть доходы российским докерам
Текст:  Елена Кукол
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4738)
Читать на сайте RG.RU

Все сто процентов российских грузов должны обрабатываться в портах внутри страны, заявил вчера вице-премьер Сергей Иванов. По планам минтранса к решению этой задачи Россия может приблизиться уже к 2015 году. Эксперты также полагают, что проблема решаема, но параллельно с развитием и строительством новых портов надо обратить внимание на железную инфраструктуру.

Переток российских грузов в отечественные порты уже начался. Правда, пока он не слишком значительный. В этом году впервые за несколько лет Россия снизила на 2,1 процента объем перевалки грузов через Балтию и Украину. Рост грузооборота российских портов наметился еще в прошлом году и достиг 450 миллионов тонн. А за первые шесть месяцев нынешнего года он увеличился еще на 222 миллиона тонн. Сейчас российские порты обрабатывают больше грузов, чем порты СССР в 1990 году, отмечает вице-премьер. Но теперь, по его словам, нужно не просто закрепить эти результаты, но и придать процессам устойчивую тенденцию. Пока почти 20 процентов российских грузов обрабатывается за пределами страны.

Напомним, что впервые задача по полной переориентации морского грузового потока на отечественные мощности была сформулирована еще в прошлом году Владимиром Путиным. Первые проекты по развитию портовых мощностей уже запущены. В этом году должны заработать крупные перегрузочные комплексы в Усть-Луге, портах Ванино и Пригородное. Они будут перерабатывать до 56 млн тонн грузов в год, подсчитал Иванов.

В ближайшее время минтранс начнет работать и над проектом нового глубоководного порта в Мурманске. Есть перспективы и у развития портов в рамках создания особых экономических зон портового типа. Пока, правда, этот статус получила только Советская Гавань в Хабаровском крае, хотя изначально предполагалось, что морские портовые зоны будут создаваться в пяти акваториях - в Азово-Черноморском, Арктическом, Балтийском, Дальневосточном и Каспийском бассейнах. Впрочем, раньше предполагалось, что осенью будет проведен второй конкурс, и тогда морских ОЭЗ станет больше.

По мнению экспертов, переток грузов из зарубежных портов в российские будет выгоден с экономической точки зрения и снизит риски для российских грузополучателей из-за возможных политических проблем со странами Балтии и Украины. Порты Усть-Луги и Петербурга вполне могут принять на себя "балтийский поток", считает эксперт "Грант-Торнтон" Павел Бруссер. А Калининград вполне может составить конкуренцию незамерзающим прибалтийским причалам. Но параллельно придется вкладываться не только в порты, но и в строительство железнодорожных веток, которые ведут от портов, напоминает эксперт. Такие проекты тоже существуют, например железнодорожная магистраль "Белкомур", примыкающая к порту в Архангельске. Его предполагается строить на принципах частно-государственного партнерства. Но при этом государству все равно придется взять на себя значительную часть затрат, а в нынешних условиях рассчитывать в основном не на зарубежных, а на внутренних инвесторов, резюмирует эксперт.

Железные дороги Водный транспорт