...После ужина он расстелил на столе карту, разгладил ее жилистыми руками и оглядел нас добрыми слезящимися глазами.
Хранитель
морской истории
- Плавать по морю необходимо...
Я попросил перевести ему окончание знаменитого изречения: "Жить не так уж необходимо". Старик встрепенулся:
- А вы откуда это знаете?
Так началась беседа о море, о моряках-норвежцах, о том, что в этих местах море всегда было главным кормильцем и что плавать по морю было в самом деле необходимо. Мы расспрашивали, старик посасывал трубочку и отвечал спокойно, неторопливо, напомнив мне знакомого капитана, который говаривал: "Милый, я так много видел, что мне и врать не надо".
Но оказалось, Свейн Муляуг, которого мы посчитали за старого капитана, сам никогда не плавал. Мать почему-то не захотела, чтобы сын, как все в роду, сделался моряком. Возможно, другой кто-нибудь сбежал бы попросту на корабль. Но он не ослушался матери, однако и море не разлюбил. Он взялся изучать море и жизнь моряков и так преуспел, что, когда освободилось очень почетное место директора Морского музея в Осло, все решили справедливо пригласить на это место Свейна Муляуга.
Нам шепнули: "Нет в Норвегии человека, который лучше бы знал историю мореплавания, жизнь моряков, все, что связано с кораблями и странствиями". Старик прилетел из Осло, чтобы встретиться с нами и показать древнюю часть морского пути, превращенную теперь в заповедную зону.
Утром Свейн Муляуг повел нас на маленький катерок, и вместе с ним мы целый день плыли вдоль побережья южной части Норвегии среди островов, маяков, весельных, парусных и моторных судов - попутных и встречных. Было ветрено, но старик ничего не надел сверх синей полотняной рубашки и не покрыл голову. Он посасывал крючковатую трубку, махал узнававшим его матросам и хвалил капитана нашего катерка: "Хороший моряк - осторожный моряк".
И конечно, старик рассказывал обо всем, что медленно проплывало по сторонам,- о древних могилах норвежцев, грудой камней темневших на берегу ("Им четыре тысячи лет!"), о самом старом в здешних местах путевом знаке под названием "солдат", о мастерстве лоцманов, проводивших суда по лабиринту скал, о местах, где чаще всего терпели бедствия корабли.
Старик знал, на каком острове лучше всего вырастают травы на сено, где держат пчел, из какого местечка вышло больше всего капитанов, где издревле делают лодки, где шьют паруса, где лучше ловится рыба. Указав на один из поселков, старик сказал: "Отсюда во время блокады на обычной весельной лодке тайно ходили в Англию за зерном".
- Плавать по морю необходимо,- улыбнулся хранитель морской истории, когда мы прощались с ним на причале в Кристиансунне. На мой вопрос, в какую часть Морского музея надо прийти в первую очередь, старик сказал: "Идите сначала к "драконам".
Легендарные лодки
...Не знаю, есть ли изделия рук человеческих более совершенные, чем знаменитые драккары ("драконы"). Даже не на воде, а под музейной крышей, на металлическом основании, они выглядят сказочными птицами, и просто не верится, что все это было сработано топором, пролежало в земле тысячу лет и что на этой дубовой лодке длинным путем "из варяг в греки" плавали, возможно, и по Днепру. И именно на такой лодке (под парусом и на веслах) удачливый норманн Лейф Эриксон достиг с друзьями Винланда (Виноградной земли), названной позже Америкой.
В музее есть экспонаты, по которым можно проследить развитие мореходных средств от долбленок и лодок из шкур лося до легендарного деревянного "Фрама". Лодки-"драконы" в этой истории- особая веха. Именно эти суда прославили норманнов, сделали доступными им дальние страны и утвердили как моряков-воинов.
Дело в том, что судно типа "дракон" отличалось от всего, что делалось человеком для плавания раньше. У "дракона" был киль - днище лодки плавно переходило в высокий гребень, сообщая судну устойчивость, быстроходность, возможность ловко им управлять. Изобретение норманнов сразу дало им невиданные преимущества, понять которые можно сегодня, сравнив, например, самолет винтовой с реактивным.
Появление "драконов" относится к XIII веку. И сразу на многие годы норвежцы сделались властелинами водных дорог. "Тридцать витязей прекрасных" были отважными, дерзкими и выносливыми воинами. Появление лодки с норманнами заставляло трепетать жителей прибрежных поселков и городков. В хрониках сохранилась молитва, утвержденная римским престолом: "Господи, сохрани нас от ярости норманнов!" Ярость, с какой нападали и дрались команды "драконов", всех устрашала. Сами воители говорили: "Даже собака не должна залаять нам вслед". Выносливые, дерзкие, способные на своих лодках догнать любого и уйти без помехи, если силы были неравными, они к тому же и не страшились смерти. Старость не почиталась, а смерть в постели считалась постыдной. Странствия с окончанием жизни в бою были идеалом людей, вошедших в историю под названием викингов (славяне их называли "витязями" и "варягами").
Наши предки умели, как видно, ладить с варягами. Справедливости ради надо сказать, варяги-воины одновременно были и оборотистыми торговцами, умевшими, где надо, не грабить, а меняться товаром по справедливости. Слово "витязь" в нашем языке имеет ясный оттенок доблести, а "варяг" понимается как чужеземец, но терпимый, и если верить легенде, как будто даже желанный. В истории отношений Руси и норманнов есть любопытный факт "породнения": король Харальд III (до того как сесть на престол, ходил в странствия викингом), побывав на Руси, женился на дочери киевского князя Ярослава Мудрого...
Уже вернувшись из Осло, я пошел в Третьяковку с единственной целью - постоять у картины "Заморские гости", писанной Рерихом. Я и раньше любил этот холст, пронизанный синью. Море. Небо. Остров. И большая нарядная лодка под парусом, со щитами по борту приближается к берегу. Теперь я глядел с особенным интересом на "заморских гостей".
Форма и очертания этих лодок, надо думать, были известны всегда. Но сто с небольшим лет назад при раскопке кургана норвежцы обнаружили лодку, пролежавшую в земле тысячу лет. Потом еще одну откопали. А семьдесят лет назад обнаружен "дракон", сохранившийся полностью. Крепость дуба и удачная почва (торфяник) сберегли для нас мореходный снаряд тысячелетней давности.
Вождей язычники-викинги погребали в знаменитых своих кораблях, положив туда все, что усопшему будет надо в новой жизни. (В сохранившемся корабле обнаружили сани, телегу, лыжи, домашнюю утварь, зерно. Все это видишь в музее.)
"Тропа" в Америку
Могла ли беспалубная весельно-парусная, пусть и большая, лодка норвежцев одолеть Атлантический океан и добраться до Америки? На этот счет было много сомнений. В 1891 году норвежцы их рассеяли. К открытию в Чикаго всемирной выставки они построили точную копию лодки, найденной при раскопках. Смелые люди под парусом и на веслах решили повторить одиссею Лейфа Эриксона. И она полностью удалась - ладья дошла до Чикаго! Наглядно и убедительно доказаны были не только превосходные качества древних лодок, но и не растерянное с годами умение викингов-мореходов.
Само слово "викинг" стало символом смелого странствия. И неслучайно ведь легендарный корабль российского флота назывался "Варягом", а в наши дни словом "викинг" (на американский лад "вайкинг") был назван космический аппарат - путешественник к Марсу. Для самих норвежцев в этом слове призыв: плавать по морю необходимо! Совершенно необходимо, потому что море подходит тут прямо к порогу дома.