29.08.2008 04:55
Экономика

Расширение проезжей части не спасет Барнаул от пробок

Чтобы избавиться от транспортных пробок в Барнауле, мало расширить главные дороги
Текст:  Андрей Иванов (Кемерово) Константин Ивигин (Омск) Григорий Кроних (Новосибирск) Вадим Кулешов (Барнаул) Эльвира Новикова (Новосибирск)
Российская газета - Алтай: №0 (4740)
Читать на сайте RG.RU

Расширение проезжей части на основных городских магистралях не приведет к уменьшению дорожных пробок, считают барнаульские специалисты.

Заторы останутся до тех пор, пока не будет проведен весь комплекс мероприятий по организации современной схемы движения транспорта. Своими мыслями по этому поводу с корреспондентом "РГ" поделился доцент кафедры "Автомобили и автомобильное хозяйство" АлтГТУ Николай Шумов.

Российская газета: Николай Викторович, транспортные пробки в последние годы стали головной болью для всех барнаульцев. Как от них избавиться? Продолжать расширять проспект Ленина и ряд других улиц?

Николай Шумов: Не стоит тешить себя надеждой, что с расширением главных городских магистралей пробки сами собой исчезнут. Хотя несомненно, эти работы проводить необходимо. Но надо учитывать, что далеко не все зависит от состояния дорожного полотна. Не решает полностью проблему заторов и оперативная организация дорожного движения (запреты на въезд в центр города, одностороннее движение). Вести строительство и реконструкцию дорог, развязок и других фундаментальных объектов за счет городского бюджета сегодня просто нет возможности. Тем более, что темпы этого строительства не успевают за ростом количества автомобилей в городе. На сегодняшний день в Барнауле насчитывается свыше 150 тысяч единиц транспорта. А улично-дорожная сеть рассчитана на 80 тысяч.

РГ: По заданию краевого ГИБДД за счет средств края был разработан проект организации дорожного движения в центральной части Барнаула...

Шумов: Проект предусматривает увеличение ширины проезжей части проспекта Ленина до 11 метров. Проектировщики постарались максимально увеличить количество парковочных мест с учетом того, что Ленинский является в городе еще и одним из основных пешеходных проспектов. В этом году планируется провести работы по его расширению, а в следующем будут сделаны парковки и полный ремонт асфальтобетонного покрытия дороги с установкой светофоров. Однако, по мнению специалистов, расширение дорог в центре города не спасет от пробок. Скорее произойдет обратный эффект - мы сконцентрируем основные транспортные потоки на "красной линии".

РГ: Каким образом?

Шумов: Практика других городов показывает, что у большинства водителей появляется соблазн проехать по широкой дороге - и центральная улица снова превращается в огромную пробку! Несколько лет назад произошла реконструкция Комсомольского проспекта, но никакого эффекта мы не заметили. Правая сторона магистрали постоянно заставлена автомобилями, потому что там нет необходимых карманов для стоянки. Люди выходят на дорогу, чтобы взмахом руки остановить маршрутное такси - это просто кощунство в плане организации дорожного движения. Останавливаясь, автобусы создают пробки, а пассажиры, выпрыгивая второпях из салона, могут попасть под колеса. Из-за нехватки парковок и возникающих несанкционированных стоянок перегружено движение на проспектах Ленина, Социалистическом, улице Молодежной, на участках дороги от улицы Папанинцев до Чкалова и от улицы Интернациональной до Никитина. На Павловском тракте и Комсомольском проспекте картина чуть лучше только потому, что шире проезжая часть.

Разгрузить движение помогут подземные и надземные пешеходные переходы

РГ: Как вы относитесь к идее создания "зеленой волны" на центральных проспектах?

Шумов: Проект этот называется АСУДД - автоматизированная система управления дорожным движением. Суть ее в том, чтобы светофоры работали взаимосвязано. Через специальные датчики они будут определять количество транспорта на дороге, автоматически переходить на оптимальный режим пропуска автомобилей. Казалось бы, это благо для автомобилистов, которые без остановок смогут проехать несколько километров. Но! Чтобы скорректировать работу светофоров на разных перекрестках, необходимо между ними иметь одинаковое расстояние. У нас этого нет, зато есть много уклонов и подъемов. Это значит, что на некоторых перекрестках придется удлинять фазы в режиме движения транспорта. И что получится? Ликвидировав пробки, мы создадим проблемы для пешеходов, которые будут терять время, пропуская поток машин. Чтобы решить проблему заторов, нужно убирать перекрестки и делать развязки, подобные той, что в районе Нового моста. Разгрузить движение помогут подземные и надземные пешеходные переходы, на строительство которых сегодня просто нет средств. Опыт показывает, что расширять дороги нужно - но не в центре, а на "периферийных" улицах и проспектах. Только таким образом удастся увести транзитное движение за пределы краевой столицы. Для этого необходимо строить мост в районе поселка Гоньба, но пока на его возведение финансирование не предусмотрено.

А как у соседей?

Омск

Городские власти сделали ставку на расширение центральных магистралей. Однако пока заторов меньше не становится.

По официальным данным, сегодня автопарк региона насчитывает порядка 300 тысяч автомобилей. Конфигурация омских улиц оставляет очень мало пространства для маневра, а количество автомобилей на них с каждым годом возрастает как минимум на две тысячи единиц. И даже незначительная авария способна закупорить движение намертво. Что уж говорить, когда одна из оживленных трасс закрывается на ремонт! Вносит ощутимую лепту в дорожные заторы и острый дефицит подземных переходов. Их на самых оживленных магистралях всего шесть, в то время как "зебры" встречаются чуть ли не через каждые двести-триста метров. Едва ли оздоровит ситуацию и ввод в строй первой ветки метрополитена, которая почти не повлияет на разгрузку центральных магистралей мегаполиса.

В ГИБДД, пытаясь решить проблему заторов, дополнительно расставляют на оживленных перекрестках регулировщиков. И планируют восстановить дорогостоящую автоматизированную систему управления дорожным движением, позволяющую обеспечивать так называемую "зеленую волну".

Впрочем, сама организация движения - это лишь часть дорожного айсберга. Много трудностей с парковками. Не имея иной возможности припарковаться к офисам и супермаркетам, водители нередко ставят автомобили едва ли не перпендикулярно проезжей части. Лишь недавно началось строительство первого многоэтажного паркинга по корейским лекалам. Но его проектная вместимость (64 машины) - капля в автомобильном море.

Новосибирск

Интенсивность движения в Новосибирске по двум автомобильным мостам через Обь составляет более 180 тысяч машин в сутки. Здесь ежедневно образуются транспортные пробки. Специалисты предупреждают, к 2010 году мосты полностью исчерпают пропускную способность. Третий мост необходим, как воздух. Именно по этой причине проектные работы сейчас ведутся невиданно быстрыми темпами.

Помочь в решении проблемы пробок может оптимизация работы общественного транспорта. В 2009 году в Новосибирске АСУ "Навигация" будет управлять всем наземным пассажирским транспортом. Сегодня к автоматизированной системе управления подключено 230 троллейбусов и автобусов. Система навигации действует через спутник, соединяя транспорт с единой диспетчерской. В отличие от других городов в Новосибирске она совмещена с автоинформаторами, объявляющими остановки.

Еще один элемент развития системы навигации - информационные табло, установка которых начнется в конце 2008 года на основных транспортных развязках. Благодаря табло пассажиры смогут видеть не только расписание, но местоположение транспорта и реальное время его прибытия. Видя, что интересующий его автобус попал в пробку, пассажир сможет более рационально распорядиться своим временем. Первые табло появятся на остановках "Речной вокзал" и "Вокзал Новосибирск-Главный".

Кемерово

Проблема транспортных пробок для Кемерова не является особенно острой. Город - довольно молодой, имеет незначительную по территории историческую часть, строился изначально по генеральному плану, предусматривавшему параллельные улицы, проспекты и магистрали для разгрузки транспортных потоков.

Однако старый градостроительный генплан так и не был воплощен до конца. И сегодня через город, расположенный на федеральной трассе, идет потоком транзитный транспорт.

Две кольцевые автодороги непрерывного движения (внешнее и внутреннее кольцо), которые должны были принять на себя транзитную нагрузку, существуют лишь в виде отдельных участков-улиц. Не хватает еще двух предусмотренных транспортной схемой мостов через реку Томь. Поэтому городские власти всерьез опасаются, что через несколько лет кемеровские улицы будут напоминать московские - по вероятности угодить в дорожную пробку.

Спасение муниципальные чиновники видят в стратегическом развитии транспортной сети. В эти дни завершается разработка концепции такого развития. Она предусматривает завершение большого и малого транспортных колец, строительство двух новых мостов и множества разноуровневых дорожных развязок. Для воплощения столь масштабных мер в жизнь муниципалитет намерен привлечь федеральное финансирование.

Инфраструктура Барнаул Сибирь