Администрация Иркутской области заявила о намерении создать региональную авикомпанию, в эксплуатацию которой будут переданы малые аэропорты региона. По мнению властей, это позволит повысить эффективность перевозок в территориях. В каком состоянии сейчас находится малая авиация, узнавала корреспондент "Российской газеты".
В Иркутской области осталось семь аэропортов местных воздушных линий, все они обслуживают население северных и труднодоступных территорий. В советское время действовало около 50 - тогда аэропорт был в каждом районном центре. Теперь взлетно-посадочные полосы большинства из них застроены.
Для нескольких территорий региона воздушное сообщение является единственным круглогодичным способом связи с "большой землей" и между населенными пунктами. Например, для самого северного района области - Катангского. Рейсы из Ербогачена в Иркутск и обратно с конца мая по начало сентября осуществляются дважды в неделю, в остальное время - один раз.
- Два раза в месяц летает вертолет из Ербогачена в другие населенные пункты, - рассказала мэр Катангского района Галина Головченко. - Конечно, этого недостаточно, с учетом наших условий. Протяженность района составляет 1,2 тысячи километров. Река здесь судоходна только во время дождей - тогда можно на моторке на некоторых участках проехать. Зимник считается техническим, людей по нему возить нельзя. Так что авиация для нас - это спасение.
Аэропорт в Ербогачене действует с 1942 года. Здание аэровокзала находится в аварийном состоянии. Грунтовая взлетно-посадочная полоса размокает весной, когда сходит снег, а также летом и осенью - если выпадают осадки. Такая же полоса в Бодайбо - там в 1989 году начали строить искусственную, но через три года работы прекратили из-за нехватки финансирования.
В Восточно-Сибирском филиале Росавиации считают, что с учетом важности воздушного сообщения для жителей этих районов и перспектив освоения полезных ископаемых на севере, в Ербогачене и Бодайбо необходимо построить искусственные полосы. ВПП других малых аэропортов нуждаются в ремонте. Равно как и здания аэровокзалов.
- В Маме требуется ремонт полосы, в Усть-Куте - реконструкция аэропорта, - перечисляет руководитель филиала Николай Давыдов. - В Киренске необходима глубокая реконструкция полосы со строительством на время проведения работ грунтовой ВПП.
Киренский аэропорт сейчас занимает первое место среди других малых аэропортов по количеству обслуживаемых пассажиров - за 2007 год их было 60 тысяч. Через него осуществляются перевозки на месторождения области. При этом состояние аэропорта таково, что, по оценкам специалистов, если не будут приняты меры, то через какое-то время его придется переводить в посадочную площадку.
- Это означает, что регулярные перевозки через него осуществляться не будут, сможет принимать и отправлять только чартерные рейсы, - пояснил Николай Давыдов. - Сейчас у нас в статусе посадочной площадки находится аэропорт в Казачинском - временно переведен в 2007 году как не отвечающий сертификационным требованиям.
Однако если через Казачинско-Ленский район проходит еще и железная дорога, то в Киренском такого способа сообщения нет. Сейчас самолеты из Иркутска и обратно летают туда ежедневно.
Кроме состояния аэропортов, еще одна больная тема для малой авиации - самолетный парк. В основном, он состоит из Ан-24 и Ан-26.
- "Двадцать четвертые" летают уже больше 30 лет, но пока замены им в этом классе отечественной техники нет, - отметил Николай Давыдов.
По его мнению, эффективнее всего было бы осуществлять перевозки в отдаленные территории на самолетах малой вместимости - до 15 человек. Такие машины - Л-410 - были, но сейчас они выведены из эксплуатации.
Что же касается передачи аэропортов в областную собственность, то разговоры об этом идут как минимум пять лет, подчеркнул Николай Давыдов. Варианты за это время предлагались разные. Побывавший в конце июля в Иркутске министр транспорта Игорь Левитин сообщил, что федеральный центр готов передать аэропорты в собственность регионов, если же субъекты откажутся, то будут проведены торги. Временно исполняющий обязанности губернатора Игорь Есиповский заявил, что продавать аэропорты, по его мнению, не стоит. После этого возникла идея о создании региональной авиакомпании.
Николай Давыдов сообщил, что пока с конкретными предложениями в органы Росавиации по этому вопросу не обращалась. Однако он позитивно оценивает такую возможность:
- Региональные перевозки всегда были убыточными. Дотации и энтузиазм - вот основные слагаемые. Если будет своя компания, для которой введут льготы, то это определенная страховка от ситуации, когда сегодня самолет летает, а завтра - нет.
Основной же путь для сохранения малой авиации - это освоение природных ресурсов и развитие инфраструктуры, считает Николай Давыдов. В последние годы, когда началась разработка Верхнечонского нефтегазоконденсатного месторождения и строительство трубопровода "Восточная Сибирь - Тихий океан" пассажиропоток с севера и обратно увеличился. Инвесторы вложили средства в приобретение техники и содержание инфраструктуры в аэропортах Усть-Кута и Киренска.
P.S.
Концепцию создания региональной авиакомпании планируется сформировать в ближайшее время и представить ее на Байкальском экономическом форуме, который пройдет в Иркутске 8-11 сентября.